06.11.2018, 10:18

О жертвах политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий – один из немногих, знать о котором не просто больно, а по-настоящему скорбно. Дата выбрана не случайно. 30 октября 1974 года голодовку в знак протеста объявили мордовские и пермские лагеря. Заявив о своих правах, они назвали это Днем политзаключённого. В последующие годы подобные голодовки проходили регулярно. Официально этот день был установлен после событий августа 1991 года. 18 октября вышло постановление Верховного Совета РСФСР «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий».

Почтили память
В Коврове почтить память жертв политического произвола собрались в историко-мемориальном парке. В прошлом году здесь был установлен мемориал жертвам политических репрессий. Акция памяти началась колокольным звоном храма Иоанна Воина. В этом году этот день проходит под знаком «Колокол памяти». Возложить цветы к памятнику пришли глава города Анатолий Зотов, председатель горсовета Ирина Зотова. Настоятель храма Алексей подчеркнул жестокость и беспощадность «этой чистки собственного народа».

О жертвах политических репрессий

Ковровским историко-мемориальным музеем, который с начала 90-х годов занимается поиском материалов о политзаключённых нашего города, установлено: в Коврове было репрессировано 1012 человек, из них 160 были расстреляны, 727 лишены свободы, 21 человек отправлен в ссылку и 44 человека получили штрафы или были направлены на принудительное лечение в психиатрические больницы.
Так как Ковров был развитым промышленным городом, то, конечно, в первую очередь страдал рабочий класс. Все тяготы необоснованных обвинений переживали не только сами репрессированные. Их статус отражался на всей семье, разрушая судьбы целого поколения. О жизни в статусе сына или дочери политзаключённого сегодня ещё могут рассказать их дети. О своём отце, попавшем под репрессии, о жизни своей семьи в послевоенные годы рассказала Людмила Михайловна Моисеева. Именно по её инициативе в парке был воздвигнут мемориал жертвам политических репрессий.

«Дочь врага народа»
Такое клеймо Людмила Михайловна получила после того, как её отец в 1945 году был репрессирован и получил 10 лет лишения свободы. Во время войны он был определён в Сталинград, служил артиллеристом. А семья перебралась в Цимлянский район на Дону, недалеко от самого Сталинграда.
Людмиле Михайловне тогда было всего 4 года, но она застала те страшные битвы. Бесконечный грохот, падающие самолёты, пожары то тут, то там. Когда битва закончилась, отец весь в ранах вернулся к семье. Но в эту же ночь селение окружили румыны, выступающие на стороне Германии. Брать и так уже было нечего, но те выводили последнюю скотину, забирали продукты. Арестовали всех военнослужащих, переодели в чёрную румынскую одежду и забрали с собой. Среди этих заключённых оказался и отец Людмилы Михайловны.
Позже их отряд был разбит, отец бежал к семье в освобождённый Ростов. Но на него поступил донос. Отца Люды стали подозревать в шпионаже. В итоге под невыносимыми пытками он оговорил себя. Буквально ни за что он получил 10 лет лишения свободы.

О жертвах политических репрессий

На семью Людмилы Михайловны обрушилась волна гонений. Выгнали из квартиры, в пионеры Люду не принимали, а позднее – в комсомол. Мать имела образование, но работы кроме дворника ей не предлагали. «Швыряли везде, нищета была, что и не описать. Всегда чего-то недодавали, оскорбляли – враги народа, фашисты!», – вспоминает Людмила Михайловна.
По истечении практически 9 лет тюрьмы, её отец, будучи донским казаком, пишет письмо Будённому. На что получает ответ: освободить, восстановить звание, награды, выплатить пенсионные, а также восстановить права на квартиру. Так закончился репрессионный ад для семьи Людмилы Михайловны.
Позднее она перебралась во Владимир, мечтала стать юристом, работала в областной избирательной комиссии. В областном центре каждый год 30 октября проводилась акция в память жертв политических репрессий. После переезда в Ковров Людмилу Михайловну крайне удивило, что подобные мероприятия здесь не проводятся, даже памятника нет. Выступила с обращением к администрации города. В прошлом году мемориал в виде Стены памяти был открыт.

О жертвах политических репрессий

Таких историй, как в семье Людмилы Михайловны, миллионы. Все они отличаются деталями, но не смыслом. «Не пожелаешь никому узнать, каково это, и понимаешь, что подобное не должно повториться. Но и в голове, и в сердце необходимо помнить ту боль, беречь мир и ту спокойную жизнь, которая сегодня нам дана. Вечная память невинно погибшим и пострадавшим от репрессий», – сказал Анатолий Зотов.
Дмитрий БУШУЕВ

Оставить комментарий