Войти
 
04.12.2018, 13:46

Пять правил урбанистики, которые изменят Ковров

Ковровчане едут в Европу не столько за памятниками старины, сколько за ощущениями комфортной городской среды. Между тем, не увеличивая расходов, Ковров сам может стать образцом благоустройства. Но как мы видим на улицах, в некоторых вопросах городская администрация продолжает жить в советском городе 70-х годов.

Пять правил урбанистики, которые изменят Ковров

Ковров для пешеходов
В современной урбанистике первое место в городе отдается пешеходам. Приоритеты распределяются так: 1) пешеходы, 2) велосипедисты, 3) общественный транспорт, 4) движущиеся автомобиля, 5) стоящие автомобили.
Как рассуждает городская администрация, понятно из отчетов. В 2018 году потратили 210 млн рублей, заасфальтировали такие-то магистрали, по возможности делали и тротуары. На тротуары часто не хватает, между тем делать надо в первую очередь магистраль для пешеходов, а уж потом для автомобилистов.

В Москве в 2013 году сделали полностью пешеходной Никольскую. В последующие годы сужали Большую Ордынку, Тверскую, Мясницкую, оборудовали широкий тротуар и велодорожки. Туда, где есть тротуар, приходит бизнес. Строятся магазины и кафе. Сначала нужно обеспечить ковровчанам возможность пешком пройти из любого конца города, а потом уже заниматься строительством дорог.

Велоинфраструктура
Какие велосипеды в стране, где полгода зима? – спросите вы. В Нидерландах дождь идет 250 дней в году, в Норвегии теплее, чем в России, но зимой точно также лежит снег, а в Канаде морозит до минус 30 градусов. Но во всех этих странах велосипеды используют круглогодично от 13 до 18% населения. В татарском Альметьевске с населением 150 тыс. человек городская администрация заказала датской фирме проект велодорожек, где предусмотрена технология зимней уборки с шириной под ковш трактора и местом для сваливания снега. Уж Татарстан в тёплом климате у нас точно никто обвинить не может.

Велосипед приводят в города чисто экономические мотивы. Слишком дорого содержать автомобильную инфраструктуру. Расширение дорог и строительство развязок не решают проблемы пробок. Правило: чем больше дорог, тем больше машин – работает безотказно. Все мы это видим на примере Москвы, где, кстати, в феврале проведут традиционный зимний велопарад.
В Коврове пробок нет, но есть колоссальные расходы на ремонт дорог. Между тем город гораздо удобнее для велосипеда, чем Владимир, благодаря своему равнинному характеру. Стоит отдать должное администрации, Ковров по безбарьерной среде превосходит Владимир. Так утверждают велосипедисты, катающиеся в обоих городах.

Чиновники обычно говорят: вы начните ездить, заполните тротуары, тогда мы будем думать о велодорожках. Но даже в Нидерландах не начали пользоваться велосипедами, пока не построили дорожки. Ничего не мешает начать их строить в Коврове, сузив проезжую часть. Это не стоит космических денег. Но в том же Альметьевске, не первый год продвигающем велосипедизацию, уже возникла проблема парковок. Заборы возле предприятий облеплены велосипедами. На местных заводах, как и на наших, стоят велопарковки на 5-10 мест.

Успокоение трафика
Ковровский автомобилист, думаю, уже начал покрываться испариной на месте, где говорилось про сужение дороги. Их и так нет, всхлипнет обыватель. А что бы он сказал, если бы на проспекте Ленина в крайнем ряду, разломав асфальт посадили дерево? Он бы подумал, что это сон. А в Бельгии – это явь. В Германии через каждые 500 метров на сужениях строят платные парковочные карманы. Транспортный налог – не плата за проезд на скорости 80 км/ч от работы до дома, не встретив ни одной ямы. Это лишь индульгенция, из-за которой пешеходное большинство ещё терпит ваш автомобиль на улицах города.

Администрация Коврова следует совсем иной логике. Забор, установленный по всему проспекту и ул. Комсомольской – тому подтверждение. Они по-старинке считают, что безопаснее отгородить пешеходов от автомобилистов. Каждый год на дорогах города и района погибает примерно 20-30 человек. Дорожный трафик нужно успокаивать, автомобилист должен себя чувствовать словно на парковке супермаркета. Снижают скорость искусственными сужениями для парковок, велодорожек или деревьев и круговыми движениями. Просто убирают светофор и делают круг, который нельзя пролететь быстро. Это все из области фантастики и колоссальных трат?

Ни метра открытого грунта
Никогда не думали, откуда в Коврове берётся грязь и пыль? Перед каждой зимой и летом город задыхается, а в межсезонье пачкается. А куда в Европе делась грязь? Почему автомобилисты, въезжая в Евросоюз, возвращаются на таких же чистых машинах? Источник грязи один – открытый грунт. И бороться с ним надо как с борщевиком. Каждый метр земли в Коврове должен быть либо покрыт асфальтом, либо плиткой, либо газоном. Вот и вся магия, и никакой пыли и грязи больше не будет. Наверное, это одна из самых дорогих мер. Сделать все и сразу не получится. Но нужно к этому идти.

Правильный тротуар
Здесь я поспешу вас успокоить. В Коврове строятся правильные тротуары. Тут действуют два правила: тротуар должен иметь уклон и быть выше грунта. Тогда грязь останется на газоне, туда же стечёт и вода. Несколько лет дорожное финансирование выделяется с условием постройки тротуаров. Город обзавёлся хорошими пешеходными магистралями, оборудованными покатыми переходами. На велосипеде по ним проехать одна приятность. Надеемся, что и дальше тротуары будут строить в прежнем темпе.

Вот пять простых шагов, которые преобразят город до неузнаваемости. А теперь скажите, что тут не реального, сложного, дорогого? Никто не просит строить монорельс, пересаживать на электромобили, покупать беспилотные маршрутки. Все очень просто, все на поверхности. Чтобы начать менять город уже завтра, не нужно даже спрашивать разрешения губернатора и тем паче президента. Обратитесь сегодня к своим депутатам, вынесите вопрос на обсуждение, чтобы завтра начать жить в совсем другом Коврове.

Урбанистика – наука о развитии городских систем. В разное время этот раздел экономической географии менял векторы. Появились автомобили – начали строить города, удобные для автомобилистов. К 70-м годам поняли, что невозможно в городе каждому иметь по автомобилю, и урбанистика нашла новое решение. Так живут современные города, тренды уже вы видите в Москве. Через 5 лет они дойдут и до регионов. Миллиарды на это не потребуются, нужно лишь грамотно расходовать имеющееся.

Александр КЮННАП
Оставить комментарий
18 сен 2018

Зачем строить парк, к которому нельзя подойти?

22 авг 2017

Приказали жить

07 фев 2017

О Коврове, комфортной среде и «миллениум кидс»

29 ноя 2016

Долго ли асфальт простоит?

22 сен 2015

Тротуар превращается...