07.08.2019, 06:00

Как 50-летние ковровчане работу искали

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться – так можно перефразировать известный лозунг ленинских времен применительно к сегодняшней суровой действительности. Пенсионный возраст увеличен. Тем, кому за 40-50 лет, не стоит расслабляться. Изо всех сил держитесь, товарищи, за свое рабочее место. Не получилось? Значит, у вас ну о-о-очень большая проблема!

Выжали и выбросили
Поколению, которое родилось при СССР, вступало во взрослую жизнь в перестроечные девяностые, пыталось держаться на плаву в эпоху раннего российского капитализма, а теперь мечтает дотянуть до пенсии, пришлось, наверное, тяжелее остальных. Мясорубка российской действительности крошит без разбора, отнимая многое и не давая ничего взамен. Одной из ее жертв стала ковровчанка Л.

Когда-то после института она работала учителем, но перебои с зарплатой и нужды молодой семьи заставили искать другое место. Место нашлось на одном из крупных частных предприятий. Бизнес становился на ноги, ему требовались умные полезные люди с «вышкой», пусть и без образования в определенной сфере. На этой волне наладила и отшлифовала работу по двум направлениям. Казалось бы, карьера состоялась, деньги платят хорошие. Вот оно, счастье. Но нет. Л. выставили за дверь, поскольку ее отдел был расформирован.

– Потом как в сказке все шло: чем дальше, тем страшнее, – рассказывает Л. – Я поняла, что в нашем городе устроиться на нормальную работу можно только по знакомству. Дважды меня брали именно по этому принципу. Благо, на старом месте я зарекомендовала себя неплохо. Жаль, не сложилось из-за сокращения штатов. Так после 45 я оказалась на бирже труда. Посмотрев мое резюме и бывшую солидную зарплату, сотрудница биржи печально вздохнула. Правда, предложила несколько мест с заплатой 15-18 тысяч и не по моей специальности.

Л., чувствующая в себе достаточно сил, имеющая солидный опыт, решила попытать счастья в Москве. Разослала не меньше сотни резюме, неоднократно ходила на собеседования. А вдруг ей выпадет джекпот? Не выпал.

Кто-то из работодателей ставил чересчур высокую планку, которую Л. не перешагнуть. Кто-то искал молодых ребят, которые за три копейки станут трудиться и будут рады. А кто-то откровенно не желал иметь в подчинении опытного сотрудника.

Если здоровье пошатнулось
Надо отдать должное потенциальным работодателям Л. Ни в Коврове, ни тем более в Москве ей ни разу не назвали возраст как причину отказа. За это можно и под суд попасть.

Однако года в случае с поисками работы ни для кого не являются богатством. Реальная жизнь – это вам не романтическая песня. Как выживает старшее поколение в суровых условиях отечественного рынка труда? Еле-еле.
Жительница Ковровского района рассказала, что доработала почти до пенсии, но здоровье пошатнулось, и родное предприятие пришлось оставить. Физически трудиться ей пришлось с шестнадцати лет. С перерывом в трудовом стаже только на год декретного отпуска. Понятно, за долгое время в цехах организм исчерпал запас прочности. Образования серьезного никогда не было, чтобы вырасти хотя бы в мастера.

– Куда податься на склоне лет? Попробовала в магазин устроиться. Торговать вещами в какой-нибудь секции. Опыта нет. Возраст неподходящий. Мне привлекать покупателей надо, усмехнулась хозяйка,а ты чем привлекать будешь – ни личика молодого, ни шарма, ни даже одежды приличной. Хорошо, взяли меня ночным сторожем в школу. По рекомендации. Но совсем недавно меня заменила... кнопка.
Наша собеседница не фантазирует. Действительно, в целях экономии охрану образовательных учреждений доверили специальной охранной организации.

Выпавший из обоймы
Скажете, нечего человеку на трудные времена пенять, если у самого не хватило сил и ума зацепиться в нужном месте и развернуться на все сто? Еще один наш респондент и зацепился, и бизнес развернул после развала Союза, когда в стране продавали-покупали все что можно и торговля набирала обороты. Н. стал индивидуальным предпринимателем. И вот к пятидесяти годам все потерял – крупные конкуренты съели ИП. Остался он буквально у разбитого корыта: институтский диплом уже не котируется, специальности нет и возрастом не вышел.

– Сначала мне повезло. Знакомые предложили должность школьного завхоза, пока из декрета не выйдет постоянный работник. А дальше – беда. Куда податься бывшему ИП, сотрудники Центра занятости представляли слабо. Следуя закону (я несколько лет не работал), вакансии давали любые и самые завалящие – дворника, грузчика и т.д. С зарплатой никакой. От двух предложений я по понятным причинам сам отказался, и Центр перестал меня поддерживать рублем.
После 40 лет жизнь только начинается, говорила героиня культового советского фильма «Москва слезам не верит». К сожалению, это утверждение не работает у нас при поиске вакансий. Между прочим, в западных странах считают, что профессиональный расцвет приходится на 50-55 лет. Говорят, именно в этом возрасте человек максимально раскрывается. Быт налажен. Дети уже выросли. Трудовой опыт накоплен. Чувство ответственности развито. Порох в пороховницах еще есть.

А у наших работодателей расхожее мнение, что человеку за... сложнее адаптироваться в коллективе, осваивать новые знания и технологии, не говоря уже о проблемах со здоровьем.

Говоря о пенсионной реформе, премьер-министр Дмитрий Медведев пространно выразился: «Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приеме на работу людей, уже достигших определенного возраста, чего наши люди давно требуют». Перед той самой реформой следовало подготовить почву. Пока не слышно, что в рамках государства что-то предпринято.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий