21.10.2019, 08:05

Ковровчанин Марк Новиков о жизни в стране эмигрантов

Марка Новикова знают многие ковровские (и не только) ценители хорошего рэпа. Несколько лет назад он с друзьями создал рэп-группу «Интервенция», популярную до сих пор. Правда, треки на вечные темы сейчас можно услышать только в соцсетях: Марк уехал сначала в Москву – учиться, а потом и вовсе в Израиль – жить.

Ковровчанин Марк Новиков о жизни в стране эмигрантов

Но и там не затерялся: его канал в YouTube и Telegram «Дежурный по Израилю» в считанные месяцы стал популярным; видеоинтервью Марка с общественными, культурными и политическими деятелями набирают тысячи просмотров. А Марк, в свою очередь, дал интервью «КВ» (через соцсети, естественно) – о том, что искал и нашёл в дальних краях, о русской диаспоре в Израиле и что надо делать, чтобы, как в известном анекдоте, не перепутать туризм с эмиграцией.

Прямо по Довлатову

– Первый вопрос из разряда «капитан Очевидность»: почему уехали в Израиль, что послужило толчком для этого?
– Решил, что пора создавать семью, понял, что Израиль для этого – идеальное место, понял, что мне там очень хорошо. А за этим тезисом-мотивацией последовали и другие. Теперь уже и не скажу, какая именно причина главная.
– Как проходил процесс ассимиляции? Что вообще происходит с человеком, уехавшим на ПМЖ?
– Если кому-то эта тема интересна, советую почитать Довлатова, а именно весь его нью-йоркский период, начиная с «Иностранки». Кроме очевидных эстетических изменений, должен признаться, мало что изменилось. В особенности с точки зрения мироощущения и этапов принятия, ностальгии и пр. В общем, классик уже на эту тему высказался, чего уж тут мне пытаться.
– От чего вы уезжали и к чему приехали? То есть были ли в момент отъезда какие-то иллюзии и что вас встретило на месте?
– Иллюзий никаких не было: я за несколько лет до репатриации целый год учился в израильском университете, проникся всей душой. Когда вернулся в Россию, начал постепенно планировать отъезд.
В вашем вопросе есть важный якорь – «от чего вы уезжали»: должен сказать, что по моему опыту все люди, которые уезжали от чего-то, а не ехали к чему-то, очень сильно разочаровывались в стране эмиграции. Так вот, я ни от чего не уезжал, мне нравилась Москва, у меня тут была хорошая жизнь, прекрасная работа и высокая зарплата. Я просто хотел такую же хорошую жизнь, только в другой стране. Понимаю, что не у всех так получается, и это, может быть, не очень очевидно, но у меня было именно так.

Ковровчанин Марк Новиков о жизни в стране эмигрантов


Страна эмигрантов

– Когда уезжали, уже свободно владели ивритом или нет? И сложно ли было его изучить? Или права легенда, что в Израиле можно и русским обойтись?
– Иврит немного знал, азы. Когда ездил в ту самую научную командировку (аспирантскую, на год), ходил на курсы. Читать вывески, молоко купить, в общем, совсем немного.
Русским языком, тут, конечно, не обойтись, это всё мифы. Для туристических целей, безусловно, его достаточно, но для полноценной интеграции нужно конкретно учиться и сразу начинать на иврите работать. У меня всё немного неровно в этом смысле было, потому что я начинал работать на английском – сначала в местном университете, потом в стартапах разных, в корпорации, но постепенно иврит подтягивал.
– Выходцы из России в Израиле держатся вместе или вливаются в тамошнее общество независимо от страны приезда? И, кстати, как коренные израильтяне относятся к «понаехавшим»? При том, что Израиль государство мононациональное, его общество едино или нет?
– Тут сильная русскоязычная община. Шутка ли, 15-20% населения страны! «Понаехавших» тут нет, вернее, все «понаехавшие», так как стране только 70 лет, и все жители – те, кто когда-то «понаехал», или их дети, в лучшем случае внуки (за редким исключением).
Море, солнце и ясное небо
– Довелось ли служить в армии?
– В армию не взяли – «старый» уже. К сожалению. Очень хотел. Это полезно для интеграции.
– Кем вы работаете в Израиле?
– Работаю в крупной хайтек компании и параллельно занимаюсь политконсалтингом, участвую в общественной жизни страны.
– Осталось ли с вами ваше увлечение рэпом?
– Да, музыкой занимаюсь, но меньше, чем хотелось бы, к сожалению.
– «Дежурный по Израилю» – как появилось это хобби?
– Когда ушел из политики в хайтек, то, чтобы не терять навыки и быть в курсе повестки дня, решил завести для себя дневник, чтобы «наблюдать за погодой в дурдоме», завел блог. Блог сам по себе раскрутился и стал тем, что есть. До сих пор не понимаю, как это получилось.
– Бываете ли в России, часто ли общаетесь с оставшимися здесь друзьями?
– В России бываю редко, раз в пару лет. С друзьями по интернету поддерживаем контакт, иногда они ко мне прилетают погостить – все-таки море-солнце.
– Как бы определили основополагающую разницу между двумя нашими странами?
– Тут всегда голубое небо и солнце, а в Коврове всё больше дожди.
– Израиль действительно настолько религиозная страна, как кажется? Какое место традиционная религия занимает в жизни светских людей, и к чему в этом плане пришлось привыкать?
– Да, Израиль – клерикальное государство, религия здесь играет важную роль. В частности, всё семейное право отдано на откуп религиозным организациям. Это специфично, ничего хорошего для потребителя услуг в этом нет. Но это любопытно и к этому привыкаешь.
Спрашивала Ольга АБРАМОВА


Слухи у нас распространяются быстро. Если вас интересуют свежие новости, постойте около русского магазина. Лучше всего – около магазина «Днепр».
Это наш клуб. Наш форум. Наша ассамблея. Наше информационное агентство.
Здесь можно навести любую справку. Обсудить последнюю газетную статью. Нанять телохранителя, шофера или, скажем, платного убийцу. Приобрести автомобиль за сотню долларов. Купить валокордин отечественного производства. Познакомиться с веселой и нетребовательной дамой.
Говорят, здесь продают марихуану и оружие. Меняют иностранную валюту. Заключают подозрительные сделки.
О людях нашего района здесь известно всё.
Сергей Довлатов, цикл «Иностранка».

Оставить комментарий