20.11.2019, 16:21

Где учиться особенным детям?

Особенные дети пошли в сентябре в первый класс 15-й ковровской школы. 11 малышей – все славные и добрые ребятишки, но с задержкой психического развития (вариант 7.2). Родители решили: в классе коррекции им будет комфортнее, чем в обычном. И правильно сделали.

Где учиться особенным детям?


Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Практически в каждой параллели этой школы есть коррекционный класс, сюда собираются ребята с ЗПР из большей части Коврова. Несмотря на то, что Минпросвещения пропагандирует инклюзивное образование (обучение детей-инвалидов и с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в обычном классе), на местах понимают: это чревато серьезными проблемами как для особенных детей, так и для всех остальных. Не говоря уже о титаническом труде педагогов, которых инклюзия ставит в сложную ситуацию.

«Раньше детей, испытывающих затруднения в учебе, мы выявляли в первом классе через внутришкольную комиссию с помощью педагога-психолога, учителей, направляли на городскую территориальную комиссию и только ко второму году обучения формировали из них коррекционный класс. И вот когда первоклассникам приходила пора идти во второй класс, часть из них – с задержкой психического развития – с трудом писала и читала. Фактически такие особенные дети должны быть оставлены на повторное обучение или переведены в специальную коррекционную школу, однако обычно родители не дают на это согласия: по новому закону именно они выбирают «траекторию» обучения своего ребенка», – рассказывает директор школы №15 Валентина Рюмина.

Как учат особенных детей

«Нам очень помогло, что появился ФГОС для начального общего образования. По нему дети с ЗПР (вариант 7.2) в классе коррекции малой наполняемости теперь могут изучать два года программу первого класса или два – программу второго. Такая форма очень помогает им раскрыться, а родители лояльно относятся к новшеству», – добавляет замдиректора по учебной части Артем Родичев.
Именно поэтому администрация школы вышла на управление образования с инициативой создать на ее базе коррекционный класс для детей с ЗПР «с нуля», из садика. В классе 11 первоклассников, помимо «программных» часов, 7 часов отводится на индивидуальные коррекционные занятия с ними дефектолога, логопеда, психолога, детского врача-психиатра, а также на занятия педагогов.
В первый школьный месяц детишки еще не осознали, что они ученики. Кто-то устраивался под партой, кто-то от предложения покрасить фигурку плакал полтора урока, кто-то уходил смотреть в окно. Такие ребята не могут самоорганизоваться, живут по настроению, с трудом запоминают информацию. А как же палочки-крючочки? Учитель выдает новое по чуть-чуть, делает упор на игру и сказку. Иначе никак. Ребята очень быстро устают от любой деятельности, поэтому идет ее постоянная смена. Разве было бы им настолько комфортно в другой ситуации?
Родители довольны и даже хотят, чтобы у детей была продленка, они согласны платить за присмотр. Но пока сделать это невозможно: педагог, на которого рассчитывала администрация школы, недавно уволился. Школа старается решить вопрос положительно.
Еще одна проблема – в отличие от коррекционных школ, общеобразовательные не получают дополнительных денежных средств на оборудование для занятий с детьми с ОВЗ. Так, в класс коррекции (вариант 7.2) нужны специальные учебники для 1 и 2 года обучения, наглядные пособия, которые стоят в разы дороже обычных.

Каковы перспективы?

К 5 классу территориальная комиссия решит, могут ли нынешние первоклассники переходить в обычный класс или продолжат учиться в коррекционном классе. Как отмечают педагоги, уже сейчас видно, что одна девочка делает успехи. Вероятнее всего, немного позже она выравняется.
Так или иначе у детей из коррекционных классов 15 школы будет общее образование. Педагоги отмечают, что за редким исключением их воспитанники получают и профессиональное образование, и с социализацией у них тоже все в порядке. Главное – не проглядеть ни одного нюанса, учесть все подводные камни и к каждому ребенку найти подход.
Напоследок немного статистики.

В общеобразовательных школах Коврова №2, 15, 24 с сентября 2019 года учится 316 детей с ЗРП, для этих целей создано 23 класса. В школе №24 создано 9 классов для детей с проблемами со зрением (119 человек), 8 классов для детей с тяжелыми нарушениями речи (109 человек). 148 детей-инвалидов и 58 школьников со статусом ОВЗ учатся в классах нормы в разных школах (аутисты, с задержкой психического развития, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи и др). Для 270 детей по медицинским показаниям организовано обучение на дому.

О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий