15.09.2015, 11:01

Там не горит Вечный огонь

В последнее время по России прошла волна патриотизма. Мы вспоминаем героев былых времен, гордимся страной, которая наконец-то поднимает голову, побуждаем молодежь к акциям и демонстрациям. Жаль, патриотизм у нас зачастую показушно-однобокий. Каждый здравомыслящий индивид знает: недостаточно нацепить майку с Путиным или размахивать флагом-триколором, надо любить свою Родину и доказывать это на деле. Знать-то знает... А что толку?
Там не горит Вечный огонь
Сегодня мы поговорим об одном ковровском мемориале, незаслуженно забытом и пребывающем в запустении, несмотря на всеобщий ажиотаж по поводу празднования 70-летия Великой Победы, изобилие пламенных речей и торжественных мероприятий. О Мемориале в честь погибших за Родину экскаваторостроителей. На нем значатся 359 фамилий. Это фамилии наших земляков, ковровчан. Увы, им не воздают нынче по заслугам.
Сначала в мраморе увековечили
Небольшой экскурс в историю. Мемориал появился на территории КЭЗа в эпоху его расцвета, в конце шестидесятых-начале семидесятых годов прошлого века при директоре Николае Юрыгине. По воспоминаниям старожилов, тогда завод был пионером во многих начинаниях: первым из предприятий создал музей боевой и трудовой славы, первым построил профилакторий и турбазу для своих работников. Над памятником заводчанам – солдатам и офицерам Великой Отечественной войны трудились всем миром. Его создатель – дизайнер, начальник бюро эстетики КЭЗ Валерий Тихомиров добывал черный гранит и белый мрамор на облицовку в Москве, через связи в Метрострое. Материал был дорогим и очень дефицитным, применялся только при строительстве метро, правительственных зданий, памятников федерального значения. Заложили основательный фундамент, сделали облицовку пилона и стены с именами, подвели газ, чтобы Вечный огонь горел. Фразу «Никто не забыт, ничто не забыто», звезду и колос на пилоне отлили из бронзы. Экскаваторостроители были горды, что их мемориал вышел солидным. Заводские энтузиасты – Иван Муравьев, Александр Павлов, Алексей Дубов, Алексей Зайцев – проделали огромную работу, чтобы отыскать в архивах и военкоматах имена тех, кто ушел на фронт и не вернулся. Валерий Тихомиров своими руками высек на огромной мраморной Доске почета каждое имя из 359.
Там не горит Вечный огонь








































А потом память продали
Когда-то к мемориалу приезжали делегации, приходили родственники погибших и школьники. На день Победы здесь яблоку негде было упасть: в обязательном порядке – митинги, салюты... Потом, в девяностых, КЭЗ дал существенный крен. При последнем директоре предприятие было распродано по частям. И территория с мемориальным комплексом отошла в частную собственность. Поговаривают даже, что оказался он у китайцев. И никому в тот момент не пришло в голову, что продается святое – память. Мэрия не вмешалась в процесс межевания, хотя следовало бы зарегистрировать мемориал как объект культурно- исторического наследия, а при формировании земельных участков выделить небольшой кусок земли под ним в пользу города. Прошляпили. А бывшие заводчане поначалу и не знали о случившемся. Позор – в российском городе китайцам предложено ухаживать за памятником в честь российских солдат. Что, надо полагать, не особенно вдохновило граждан Поднебесной – у них свои герои.
Их осталось двое
Теперь мемориал имеет неприглядный вид. Вечный огонь потух. Буквы, составляющие имена, тускнеют. Меж тротуарных плиток на площади пробивается трава, цветов на клумбах гораздо меньше, чем бурьяна вокруг. И ворота на территорию закрыты. Охранник благосклонен к посетителям – разрешает подойти к мемориалу, возложить цветы. Только вот не каждый приходящий знает, что надо настойчиво колотить в ворота. Это одна из причин, почему туда уже практически заросла тропинка.
Только ветераны КЭЗа еще ходят к священному месту. Не так давно их было 6 человек, постоянных посетителей. Теперь осталось двое – председатель совета ветеранов КЭЗа Вячеслав Славинский и Валерий Тихомиров, отработавший на заводе 45 лет, до последнего дня. К Дню Победы создатель мемориала собственноручно промывает мрамор и гранит, подновляет золотом буквы.
Где вы, патриоты?
Помощи (хотя бы в поддержании мемориала в надлежащем виде) ветераны просили, но не дождались. Что поделывают юные молодогвардейцы? Где отчизнолюбцы, с энтузиазмом произносящие речи? Чем озабочен Центр патриотического воспитания граждан? Ведь всего два пожилых человека заботятся о мемориале.
Делегаты от совета ветеранов КЭЗа обивали пороги администрации еще при Каурове, продолжили при Зотове. Их просьбы все те же – чтобы Ковров выкупил землю с мемориалом у нынешних собственников. Однако мнение мэрии твердо как гранит. Вот в чем оно заключается. «Мемориальный комплекс погибшим в годы Великой Отечественной войны работникам экскаваторного завода – это объект, не являющийся объектом культурного наследия. Работы по приведению обелиска в порядок проводятся бесплатно или за счет спонсоров, так как объект не находится на балансе администрации и средств на его содержание не предусматривается. Порядок вокруг обелиска соблюдается за счет ООО «Рус технологии», так как в настоящий момент помещение и земельный участок, на котором расположен объект, находятся в долгосрочной аренде у данного предприятия».
Вывод однозначен. Мэрии не интересен мемориал, она не считает его своей головной болью. И не считает объектом значительным. Даже определение ему дано неправильное – обелиск (сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба – толк. словарь Ожегова). Что касается ООО «Рустехнологии», которое якобы поддерживает порядок вокруг «обелиска», то у него нет в аренде территории с мемориалом. Выяснить сие для нас не составило особенного труда.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий