Несколько лет назад в России решили вспомнить утраченный после развала Союза опыт формирования резерва управленческих кадров. Цель благая – возникает экономия времени на поиск персонала, людей готовят к должности заранее, сотрудники низовых звеньев, включённые в резерв, не будут искать работу с более высокой зарплатой в надежде получить новую должность.Инициаторы убеждали, что это является выходом в условиях, когда инициативные и опытные сотрудники ищут, где лучше, а не где стабильней. Появилась куча нормативных актов, процесс пошёл. Увы, на практике всё вышло не так радужно, как обещали. Не будем заглядывать в кадровые резервы Владимира и Москвы, остановимся на Коврове.
Как у нас обставлена работа с теми, кто должен дуть в муниципальные паруса в ближайшие годы? Да никак! Нет, объявления о формировании резерва ежеквартально публикуются, граждане на эти объявления реагируют, списки включённых в резерв на сайте администрации имеются. Реализована и льгота для мунслужащих низовых звеньев – согласно городскому положению о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, они имеют туманный шанс быть назначенными на должность и без конкурса, и их не обойдёт более успешный претендент из частной структуры. Но на этом – всё!
А что же с привлечением сторонних специалистов? После публикации очередного объявления о приёме заявок на включение в резерв, позвонив по указанному телефону, я поинтересовался – будет ли вестись с резервистами какая-то работа, предусмотрено ли обучение? Нет, ответил милый женский голос: «Вас просто включат в резерв и после появления вакантной должности вы сможете участвовать в конкурсе на её замещение».
Спасибо, не надо! Если объявят конкурс, я и так смогу в нём участвовать наравне с резервистами. А ждать неизвестно сколько времени на низовых должностях мунслужбы в туманной надежде когда-нибудь получить повышение – увольте, зарплата серодомского служащего, не состоящего на руководящих должностях, сегодня составляет от 12 до 20 тысяч рублей. Вряд ли она прельстит молодых и инициативных работников.
Нельзя сказать, что власть не понимает всех этих проблем. В этом году в закон «О муниципальной службе» была включена статья 28.1, посвящённая «формированию высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы». Предлагается проводить целевое обучение желающих с обязательством последующего прохождения мунслужбы. Но денег на такое обучение Москва, как понимаете, не выделяет.
Конечно, в кадровый резерв включают и претендентов на должность руководителей предприятий и учреждений. Но все прекрасно знают, как обстоят на деле подобные конкурсы. Как только должность становится вакантной, на неё сажается И.О., который в 99% случаев и побеждает в конкурсе. И тут мы подошли к самому прекрасному итогу – формирование резерва сегодня не является необходимостью. На дворе третье тысячелетие, и жить опытом работы предшественников не всегда нужно.
Не стоит ли посмотреть на то, как сегодня работают успешные частные предприятия и учреждения? Сохраните возможность для мунслужащих занимать вышестоящую должность, но ищите кадры на стороне. Ищите так, как искали для директоров рынков или для должности главного архитектора. Ищите в интернете, в газетах, по знакомым, у чёрта на куличках, но ищите! Коврову нужны специалисты. Те, что сегодня есть, явно не справляются.
М. ЗАГЛУШКИН