13.10.2015, 11:05

Дом для душевнобольных

Около проходной интерната молодой мужчина пристально вглядывался в лица гостей. Каждому он задавал один и тот же вопрос: «скоро ли весна?». Мы были не исключением. Под его песенку о природе и временах года мы заходили на территорию ГБУСО «Болотский психоневрологический интернат». Там и узнали, что мужчина – местный «предсказатель погоды». Позже познакомились и с «первой красавицей», и с «невестой», и со «спортсменами». Обитатели в интернате разные, но у каждого свое нынешнее амплуа и своя давняя трагедия.
Дом для душевнобольных
Большое горе той семье, в которой появился душевнобольной. Особенно страшно, если диагноз установлен пожизненно. Непосильным грузом на плечи родственников ложится забота о душевнобольном. Бросить работу нельзя, потому что собственная жизнь и уход за несчастным требует немалых денег. Оставить его дома одного тоже нельзя. Где же выход?
У многих россиян есть мнение, что отдавать душевнобольных в богоугодное заведение – дело нехорошее. Дескать, крест свой надо нести до конца. Дескать, в подобном доме несчастный и обижен будет, и голоден, и холоден... В Болотском интернате мы узнавали, соответствует ли действительность стереотипу.
Что там, за глухим забором?
На постоянном жительстве здесь 230 человек. Официально их называют «получатели социальных услуг». Но столь длинное и сухое определение не прижилось, на вооружение взято слово «больные». Не в обидном смысле, а по факту психического заболевания. Учреждение-то медицинское.
В нем 192 недееспособных, 38 дееспособных. Люди стареют, а возраст накладывает свой отпечаток на психическое заболевание. Поэтому в интернате с каждым годом все больше проживающих с первой группой инвалидности.
«Такие люди не выживут во внешнем мире, и можно понять родственников, которые помещают их в психоневрологический интернат», – рассказывает директор интерната Марина Морозова.
Безопасность больных – главная задача учреждения. Поэтому с января 2015 года интернат заключил договор с охранным предприятием, теперь вдоль большой территории сплошной забор, две точки охраны и строгая пропускная система. Недее способные больные покидают интернат только вместе с сотрудниками или родственниками.
Интернат, второй по величине в области, востребован. И очередь в него большая. Поэтому ни одно место не пустует. Досуг больные проводят в телевизионной и буфетной комнатах. Плюс в комнаты централизованно закупают телевизоры, возможно, есть здесь и несколько компьютеров. Обстановка приближена к домашней.
В теплое время года больные отдыхают в беседках, гуляют по территории, играют в волейбол, дважды в день в сопровождении работников они выходят гулять в лес. «Хотели в этом году построить специализированную спортивную площадку. К великому сожалению, подрядчик, пройдя через аукцион, не выполнил обязательства. Пришлось срочно делать новую смету, переводить деньги на другие нужды», – сетует директор интерната Марина Морозова.
Дом для душевнобольных
А штат немаленький
В психоневрологическом интернате больше 140 сотрудников, из них 81 медицинский работник и 47 человек обслуживающего персонала. По словам специалиста по социальной работе Тамары Орановой, больным очень необходим высокопрофессиональный психолог.
В основном нелегкую долю ухода за душевнобольными берут на себя женщины. Для жителей окрестных поселений – Красного Октября, Красного Маяка, Смолино – работа в интернате как манна с небес: они имеют социальные гарантии, льготную пенсию плюс длительный отпуск. Трудятся они не покладая рук. Постоянно моют, чистят, делают бесконечные процедуры. В простых русских лицах санитарок, поваров и медсестер нет лукавства. Они открыты. Всех своих подопечных знают по именам-отчествам. В мужском и женском корпусах – чистота и свежесть, на прогулочных площадках – цветники. Честное слово, мы были приятно удивлены.
Специалисты с высшим образованием, как правило, приезжают из Коврова, но есть и местные. Например, главврач Ирина Тарасова. Именно она в подробностях рассказала нам о восстановительной терапии для больных. Но не будем загружать читателя подробностями медицины. Добавим только, что помещают больных в интернат не только родственники. Если больные представляют опасность для себя и окружающих, ходатайствуют за них и соседи, и знакомые.
Модные сапожки и бассейн раз в неделю
Как известно, в спецучреждениях дееспособные получают на руки 25% от пенсии, остальное – государству на их содержание. В соответствии с утвержденным тарифом содержание больных в интернате в месяц обходится в 22 тыс. рублей, в среднем получатель социальных услуг оплачивает 7 тысяч, остальное – государство.
Но как быть с психически больными, которые и купюры толком не сосчитают? При интернате создан опекунский совет, состоящий из сотрудников. Ему известно, что в определенный момент желает купить больной: деликатесы или новые сапожки. Совет определяет адекватность просьбы и делает закупки. 25% от пенсии, конечно, немного, но некоторые жильцы интерната накопили так на велосипеды или на музыкальный центр в свою комнату.
Мы уже привыкли, что в государственных учреждениях бесплатные услуги соседствуют с платными. Подопечные интерната полностью на гособеспечении, как в учреждении, так и вне его. К примеру, с января 2015 года раз в неделю их возят в бассейн СК «Молодежный», есть большая вероятность, что раз в месяц больные будут посещать конноспортивную школу. Очень развит социальный туризм. Со всеми ближайшими городами жители интерната уже познакомились, причем и дееспособные, и недееспособные.
Не стоит забывать, в любом подобном интернате есть лежачие и плохо передвигающиеся больные. В Болотском их 58 человек. Как быть с ними? Для них остаются уход, массаж и сказки, которые читают социальные работники. «В планах – открыть отделение милосердия. Это нам позволит взять в штат еще одну медсестру, которая работала бы только с этими больными», – добавляет Марина Морозова.
Денег много не бывает
Директор интерната говорит «спасибо» департаменту социальной защиты: по пожарной безопасности на нынешний год заложили столько денег, что даже есть в запасе 113 тысяч рублей. В ноябре очередная проверка по пожарной безопасности. Возможно, пригодятся.
В 2014 году психоневрологическому диспансеру по программе «Старшее поколение» было выделено 260 тысяч рублей, а в 2015 году – 5 млн 53 тысячи. В мужском и женском корпусах теперь хорошая отопительная система, переоборудованы и отремонтированы ванные комнаты, туалеты. В комнатах и коридорах жилых помещений покрашены стены. Осталось заменить несколько дверей в мужском корпусе и сделать финишную покраску стен.
«Ну что я могу сказать... Все хорошо. Одевают, обувают, кормят», – такими речами встретила нас в коридоре женского корпуса одна из больных. Надеемся, что и в кризисные годы душевнобольные люди будут получать необходимую помощь от государства.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий
Вот куда делась бывший зам. Каурова по социальной сфере. А то чего-то про нее ничего не слыхать после ухода Каурова.