18.03.2016, 10:16

Потребитель просит защиты

Куда отдать на экспертизу испорченный продукт? Таким вопросом задалась одна ковровчанка, купившая в магазине сыр «Российский» с откровенно горьким привкусом. Что примечательно, продавец пытался уверить клиента, что горечь – это нормально, и одновременно предлагал вернуть деньги. Хоть в последнем женщине повезло. А скольких людей наказали рублем торговцы товаром разного рода и поставщики разного рода услуг!
Потребитель просит защиты
Экспертиза всему голова
В первую очередь надо ответить на вопрос ковровчанки. Начальник ковровского Роспотребнадзора Ольга Репина предположила, что или тот самый сыр – контрафактная продукция (вполне возможно, ведь покупательнице не назвали в магазине номер партии товара и не предъявили на него соответствующие документы), или изготовители «намудрили» при производстве.
При покупке некачественных, испорченных продуктов питания человек в первую очередь пытается вернуть их в магазин. А что делать, если там товар не принимают? Тогда прямая дорога в отдел по защите прав потребителя при Роспотребнадзоре и как можно быстрее. Его сотрудники обязаны провести внеплановую проверку торговой точки: взять продукт на экспертизу в санэпидемстанцию, проверить условия его хранения и так далее.
Кроме того, местный Роспотребнадзор направляет запрос в регион производителя товара, где аналогичная служба в свою очередь проверяет предприятие-изготовителя. И если виноват магазин или изготовитель, Роспотребнадзор оказывает содействие в возврате денег покупателю. Так, в 2015 году были выявлены нарушения при изготовлении молока в Московской области и рыбных консервов в городе Камешково. Но как показывает практика, долгий путь зачастую вовсе не обязателен. Достаточно того, что Роспотребнадзор заинтересовался проблемой – и покупатель будет удовлетворен продавцом.
Об обманутых в цифрах
В 2015 году в ковровский Роспотребнадзор поступило 191 заявление о нарушении прав потребителя. Из них 147 заявлений касалось покупки и продажи товаров, где 23% – это именно жалобы на реализацию некачественных продуктов питания. 9% ковровчан были не удовлетворены работой предприятий общественного питания, 4% – оказанием финансовых услуг, 3% – работой жилищно-коммунальных служб, 2% – бытовым обслуживанием.
По вышеописанным жалобам составлено 119 административных протоколов и назначены различные административные наказания. Роспотребнадзор инициировал также 8 судебных дел в мировом суде. Оказывается, обманутым покупателям и потребителям услуг вовсе не обязательно самим хлопотать в суде, достаточно изъявить желание, чтобы Роспотребнадзор сделал это.
В мировом суде, как известно, рассматриваются иски, где сумма не превышает 50 тысяч рублей. В последнее время во многих случаях люди требуют заменить неисправные цифровую технику и электроприборы или вернуть деньги за них. В 2015 году мировые судьи рассмотрели 87 дел по защите прав потребителей, 50 решений вынесено в пользу потребителей, в 3-х случаях гражданам было отказано в удовлетворении исковых требований после проведения судебной экспертизы не в их пользу. Так, покупатель предъявил претензии по поводу самопроизвольного отключения телевизора. Выяснилось, что дефект являлся эксплуатационным. Остальная масса судебных дел закончилась мировым соглашением сторон. Злостных нарушителей прав потребителей в мировом суде не назвали. Говорят, нет таковых. Практически каждый раз выплывают новые имена ответчиков.
В Ковровском городском суде ковровчане искали справедливости, если им продали неисправные автомобили, велосипеды, некачественно поставили пластиковые окна и так далее. Были также претензии к банкам. Здесь судьи рассмотрели 95 дел, из них 71 в пользу истцов на сумму более 11 млн 700 тыс. рублей. Остальные дела или прекращены по разным причинам, или стороны пришли к мировому соглашению.
Таким образом, подавляющее большинство претензий потребителей в разных инстанциях удовлетворяют. Если ущерб ответчики выплачивают сразу, считай, очень повезло. Иначе решение суда уходит в долгий ящик к судебным приставам.
В День защиты прав потребителей
Если сложить все обращения в Роспотребнадзор и суды, получится около четырехсот жалоб на некачественные товары и услуги. И речь лишь о тех, которые переросли в тяжбы на официальном уровне и доведены до логического конца. Прибавьте к этому числу те проблемные случаи, на которые в свое время махнули рукой потребители, и получите цифру гораздо больше.
А сколько потребителей потрепали нервы, добиваясь результатов от торговцев и поставщиков услуг в рабочем порядке! В ожидании, когда довезут часть мебельного гарнитура, или исправят дефекты при постановке входной двери, или заменят дорогостоящую оргтехнику. Потребитель «висит» на телефоне, проходит через долгие недели и даже месяцы ожидания, тратит личное, а порой и рабочее время на улаживание проблемы, которую создал не он.
Почему же представители нашего бизнеса задумываются лишь о прибыли, зачастую не заботясь о престиже фирмы и забывая о совести? Если бы случилось обратное, вот тогда бы мы сердечно поздравили друг друга с Днем защиты прав потребителей, который сегодня отмечают во всем мире.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий