18.04.2016, 09:21

С землицы бы покормиться...

Сельские земли, которые не обрабатывают. Тема периодически всплывает, и вокруг нее ломают копья. Вот и сейчас, когда страна желает опереться на собственное сельхозпроизводство, в верхах снова активно заговорили о «заросших землях». Закон об изъятии бывших пашен, а ныне заброшенных пустырей издан давным-давно, а продвигается дело со скрипом. Почему так происходит и как с этим бороться, мы выясняли у Юрия Турыгина, замглавы администрации Ковровского района, начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений.
С землицы бы покормиться...
– Если ехать от Сенинских Двориков в сторону Владимира, по обе стороны дороги взгляду предстает лес. Вырос он на месте бывших колхозных полей Ковровского района, которые в последний раз пахали в начале девяностых. Много ли таких земель «простаивает» на территории муниципалитета?
– По нашим подсчетам, порядка 7 тысяч га заросло деревьями и кустарниками. Это достаточно много. Плюс еще есть земли, покрытые не лесом, а бурьяном – 13 с половиной тысяч га. Мы их называем неиспользуемыми. А обрабатывается сейчас 14,3 тысячи га. Сами видите, ситуация не из лучших.
– Кому принадлежат эти многокилометровые никчемные угодья?
– В основном дольщикам, в чьи руки ушло порядка 80% бывших пашен. Это круг лиц, которых в пору приватизации наделяли паями: работники сельхозпредприятий, пенсионеры хозяйств и представители социальной сферы.
– Значит, к дольщикам в первую очередь следует применить закон о принудительном изъятии. Причем давно пора.
– Да, процедура изъятия давно прописана в Земельном кодексе. Другое дело, что она нежизнеспособна. Для начала нужна проверка земельного участка, которую может сделать либо Россельхознадзор, либо государственный надзор, либо муниципальный земельный контроль. Далее собственника надо привлечь к административной ответственности (к слову, у муниципалитета нет таких полномочий), выдать ему предписание об устранении нарушения. В случае неисполнения предписания – вторичная проверка, снова штраф, снова неисполнение. И лишь тогда возможно привлечение нарушителя к суду. А еще предстоит продажа участка с торгов, чтобы собственник получил деньги. В общем, процедура только по одному участку занимает много времени и сил.
Но самое страшное не в том, что колесо правосудия крутится чересчур медленно. В половине случаев собственника просто нельзя отыскать из-за переезда в другую местность, из-за смерти и т.д.
– Как же быть с землями, собственника которых не получается найти?
– Нужно признать их бесхозяйными и передать в мунсобственность. Этой работой совместно с сельскими поселениями мы активно занимаемся с прошлого года. Таким образом мы определили 1126 долей в 9-ти сельхозпредприятиях, на 1041 из них хозяева не заявили своих прав. Второй год идут судебные процессы, и к сегодняшнему дню 369 долей (а это 2012 га) перешли к муниципалитету и почти все зарегистрированы.
– А в собственности Ковровского района тоже есть неиспользуемые земли?
– Государственной неразграниченной собственностью управляют сельские поселения. Заросшие земли в районе есть, но их немного. Например, бывшее подсобное хозяйство ЗиДа – порядка 649 га, бывшее подсобное хозяйство КЭМЗ – 371 га, бывшее подсобное хозяйство КМЗ – 318 га.
– Насколько нам известно, желание добавить земли к своим уже имеющимся наделам есть и у сельхозпредприятий, и у крестьянско-фермерских хозяйств. Муниципалитет удовлетворяет их потребности в полной мере?
– Сельские поселения в первую очередь имеют право предложить «отвоеванные» земли льготным категориям: тем, кто уже де-факто их использует. Если в течение года «льготники» землю не купят, участки выделяют в натуре и предлагают к продаже или в аренду любому желающему.
Таким образом мы планируем выделить 32 бывшие доли (порядка 150 га) под расширение Гудвила. Часть долей отдадим под расширение населенных пунктов. К примеру, в деревне Малышево увеличим площадь кладбища. И в том, и в другом случае предварительно внесем изменения в генеральный план сельских поселений (касается границ), далее последует процедура перевода земель из категории сельхозназначения в категорию земли населенных пунктов.
БОльшая же часть долей пойдет на нужды сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. Среди последних изъявляет желание получить 100 га фермер Мойсеенок, разводящий овец. Гулины из Медынцево тоже хотят иметь земли побольше и некоторые другие.
– За много лет из 20 с лишним тысяч га лишь 2012 га изъято и будет использоваться по назначению. Это же капля в море. Такими темпами к импортозамещению мы вряд ли придем.
– До недавнего времени в изъятии земель не было особой нужды. Теперь – другое дело: некоторые сельхозпредприятия расширяются, фермеры гранты получают. А что касается темпов... На федеральном уровне планируют изменение законодательства. Сегодня по закону об обороте земель собственника нельзя проверять в течение 3-х лет после приобретения. Срок обещают сократить. Будет ли ускорена вся процедура изъятия? Надеюсь, будет.
– В 1994 году к городу была присоединена деревня Погорелка и поле за Погостом. К сегодняшнему дню есть хорошая дорога к Погосту, но по проекту застройки больше не сделано ничего. Не так давно в районе Чкалово земли района были отданы под строительство домов для многодетных семей. Эта территория пока тоже не освоена. И снова, чтобы город Ковров расширил свои границы, Ковровскому району предлагается уступить часть территории. Считаете ли Вы это целесообразным в данной ситуации?
– Несомненно, город должен развиваться. Но принцип разумности надо соблюдать. Надо брать по потребности и потом реально осваивать территории.
Беседовала
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий