01.11.2016, 10:58

Глаза как агаты

Ежегодно с середины октября по 15 ноября в Коврове, как и в других городах, проходит месячник «Белой трости», призванный обратить внимание общественности на существование людей незрячих и слабовидящих, на их проблемы. Проходят акции, выставки, встречи... А мы хотели бы познакомить наших читателей с одним интересным человеком. Это новый член ковровской ВОСовской семьи – Агат Божко. В нашем городе он не так давно. Этим летом вместе с супругой они переехали к её родителям...
Глаза как агаты






























Набираем в социальной сети «Вконтакте»: «Агат Божко, 26 лет». Поиск выдаёт страничку. В новостной ленте: образование, музыка, возможности юриспруденции, 10 вариантов полезных завтраков... А вот и фотоальбомы. Парень в компании других туристов плывёт на байдарке, прогулка по Москве. В общем-то всё, как у всех. И только обилие информации, связанной с движением незрячих, выдаёт особенности владельца.
Это кажется удивительным, но наше интервью случилось «онлайн». И это при том, что Агат уже почти 20 лет совсем ничего не видит. Не всем известно, но в современных гаджетах: телефонах, компьютерах есть специальные программы для незрячих людей. Они читают вслух текст с экрана. Печатать вслепую не каждому дано, для них – это единственный способ. Так они становятся полноценными пользователями Сети: получают информацию, общаются, слушают музыку.
Агат уверен: полноценным членом общества может стать каждый человек с ограниченными возможностями зрения, всё зависит от его желания и желания окружающих ему помочь. Не делать за него всё, а именно научить самостоятельности. Так действовали и его родители, за что он им безмерно благодарен. И всё же он считает, что у каждого должна быть своя жизнь.
«Многие инвалиды сидят на шее у родителей, – рассуждает он. – Ничего же не надо делать, не надо бороться за существование – есть пенсия, есть помощь родственников. Родители делают все за них. Но, на мой взгляд, это неправильная жизненная позиция. Необходимо учиться жить без родителей, потому что на определённом этапе их не станет и инвалид потеряется по жизни...».
Последние 15 лет молодой человек жил с родителями в Ярославле. А до этого они с семьёй частенько переезжали. Родился Агат за полярным кругом в рабочем поселке Пурпе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Мы продолжаем нашу переписку. «Мой папа, Василий Григорьевич, – строитель. Он многое сделал для того, чтобы я получил образование: нашел школу, где учитель взялся изучить систему Брайля, помогал мне и помогает в борьбе с чиновниками. Мама, Александра Павловна, – мои глаза. В школе и в университете читала мне все необходимое по учёбе, помогала работать на компьютере. Мы вместе писали курсовые, дипломную работу и диссертацию».
Да-да, у Агата есть высшее образование. Он окончил юридический факультет Ярославского государственного университета имени Демидова. Как и любому мужчине, ему виделось, что он должен стать кормильцем семьи. Но. Парень признаётся, что трудоустройство инвалидов – ещё одна брешь в современной государственной системе.
И вроде ты молод, образован, активен, полон желания трудиться и, действительно, способен стать частью дружного коллектива, но инвалидность для работодателя, как клеймо. «Они просто не знают наших возможностей».
Но несмотря на это, опыт работы у Агата есть. Полтора года он был индивидуальным предпринимателем, развивал собственный массажный кабинет, работал в котором также незрячий. Правда, в условиях кризиса маленький бизнес не выдержал конкуренции, пришлось дело закрыть.
А после окончания университета молодой специалист работал учителем в школе дистанционного образования в Ярославле: в течение двух с половиной лет учил незрячих детей.
Глаза как агаты
Кстати, мы упустили ещё один очень знаменательный факт. Уже в Коврове у Агата и его жены родилась дочь. Оба они только привыкают к новым обстоятельствам, именно поэтому мы и общались в Сети, так как со свободным временем у молодых родителей сейчас очень сложно. Но всё это приятные хлопоты.
Возможно, этой пары не было бы, если бы не безудержное желание Агата жить ярко. Он рассказал, что задумался о семье ещё в юности, но боялся, что не найдёт ту девушку, которая примет его таким, как есть. Познакомились ребята в Ярославле на межрегиональном молодежном форуме ВОС. Через четыре месяца они снова встретились на образовательном проекте общества слепых в Москве.
Люба, так зовут его супругу, узнала знакомого по голосу: она слабовидящая. А сблизил их верный друг семьи – пёс Симба. Симба – собака-поводырь. Агату нужно было его выгуливать, а тот ну никак не мог привыкнуть к новой географии, что было чревато тем, что животное вместе с хозяином могло заблудиться.
Люба вызвалась их сопровождать на прогулках. Так целый месяц они вместе гуляли дважды в день – рано утром и вечером. А когда учёба закончилась, разъехались. Но Агату хватило пары недель, чтобы понять, что без этой девушки он больше не может жить. И он сделал ей предложение.
Про Симбу, который взял на себя работу помощника Амура. Симбе шесть лет. Поводырь родом из питомника в Купавне. О четвероногом друге Агат мечтал ещё мальчишкой. Даже писал Владимиру Жириновскому и Леониду Якубовичу на программу «Поле чудес». Но получил лабрадора по карте реабилитации за счёт Фонда социального страхования ... через семь лет после подачи заявления.
Агат шутит, что пёс его дружелюбный, весёлый и подвижный, но за еду готов хозяина продать. Ну а если серьёзно, Агат считает себя очень счастливым человеком. Ведь рядом любимая жена и малыш. Без лишней скромности признаётся супруге в любви и всем рассказывает, что она у него очень красивая.
Но он же не видит – скажете вы. Не видит. Только как выглядят люди, их улыбки, окружающий мир, он представляет не только по рассказам, звукам, ощущениям на кончиках пальцев. Агат родился совершенно здоровым и за глубокие карие глаза получил своё имя. А ослеп в 6 лет в связи с серьёзной болезнью, с которой семье пришлось бороться долгие годы.
Агат вспоминает, что всё произошло в один миг: «Мы тогда жили в Москве перед второй операцией, у знакомых. Сидели, ели фрукты вместе с моим другом-сверстником. И в какой-то момент я перестал видеть тарелку с фруктами. Моя старшая сестра поначалу даже отказывалась верить, что я ослеп, пока однажды не решила провести эксперимент. Она попросила меня пройтись по прямой, после чего я ударился лбом об косяк двери, разбив бровь до крови».
С этого момента ему и пришлось учиться жить в новых обстоятельствах. Но характер не дал ему угаснуть, ему не хотелось быть хуже других. И он всё для этого делал.
Глаза как агаты
Поэтому неудивительно, что несколько лет назад Агат Божко возглавил молодёжное движение ВОС в Ярославской области. Парень организовал первый в области молодёжный форум для людей с ограниченными возможностями зрения, развернул активную грантовую работу.
Кроме того, он наш коллега – внештатный корреспондент ВОСовского аудиожурнала, натура очень увлечённая: играл на фортепиано, обожает читать, занимается бисероплетением, спортом.
По приятным семейным обстоятельствам общественную деятельность Агату пока пришлось оставить. Но, наверняка, когда забот немного поубавится, он обязательно к ней вернётся. И привнесёт свою энергию и в жизнь ковровского общества.
Я. ТОРОПОВА

Оставить комментарий