08.11.2016, 10:09

Кто поможет детям?

Проблемы в школе, недопонимание с родителями, ссоры с одноклас- сниками. Всё это серьезно сказывается на психологическом состоянии детей и подростков. Порой их переживания настолько сильные, что справиться с ними самостоятельно ребята не могут и решаются на отчаянные шаги. Но это ли единственный выход?
Кто поможет детям?
В этом году во Владимирской области 5 детей приняли решение о добровольном уходе из жизни. Одного из них, к счастью, удалось спасти. Во всех случаях причинами были нерешенные проблемы и невозможность справиться с ними самостоятельно. В родителях и учителях дети не всегда видят поддержку, а порой и вовсе переживания связаны именно с ними.
6 лет назад в России появился детский телефон доверия, по которому ребята могут бесплатно позвонить в любое время дня и ночи и рассказать о своих проблемах психологу. Во Владимирской области одновременно могут принимать звонки от трех абонентов. «Основной принцип работы – это анонимность. Мы не спрашиваем ни имя и фамилию абонента, ни возраст, ни номер. Ничего у нас не определяется. Содержание разговоров не передается и не записывается», – говорит заведующая отделением экстренной психологической помощи Елена Дудина.
Раньше очень много звонков было информационных. Взрослые и дети интересовались, что за горячая линия, видит ли оператор абонента, определяется ли номер, можно ли идентифицировать звонящего. Были также и розыгрыши. Сейчас звонят в основном те, кому действительно нужна помощь.
Обращаются на телефон доверия и родители, бабушки и дедушки, а также учителя. Кто-то не знает, как решить проблемы с непослушными сыном или дочерью, кто-то переживает из-за страхов малышей, у кого-то ребенок связался с плохой компанией и начал злоупотреблять курением и алкоголем, а кто-то не знает, как поступить с тем или иным учеником. Но чаще всего абоненты линии все же дети. Те, кто помладше, беспокоятся из-за ссор со сверстниками, проблем в школе, не знают, как рассказать родителям о плохой оценке. Кто постарше, переживают из-за проблем с противоположным полом.
Со всеми ребятами, обратившимися на телефон доверия, работают педагоги-психологи. «Мы не даем никаких советов. Во-первых, наша цель – успокоить. Далее уже начинаем обсуждать проблему вместе с ребенком. Мы вопросы задаем, беседуем, в это время у абонента «все по полочкам» раскладывается, дети начинают понимать, почему так получилось», – рассказывает Елена. Разговоры могут длиться от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от темы беседы и того, как абонент идет на контакт с психологом.
Иногда проблемы бывают очень серьезные, когда дети находятся в опасной ситуации и дистанционной помощи может быть недостаточно. Что же в таких случаях делают сотрудники телефона доверия? «Мы предлагаем очную помощь, но объясняем, что тогда ситуация станет известна широкому кругу, – говорит заведующая отделом экстренной психологической помощи. – Если действительно ситуация сложная, ребенок это понимает и хочет помощи, например, из-за жестокого обращения, тогда он называет свои данные и мы с его разрешения передаем сведения в полицию, опеку».
Некоторые звонки о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей поступают от соседей. Они называют психологам адреса, где, по их мнению, есть серьезные проблемы и ребенок находится в опасности, и специалисты центра выезжают на место для проверки. Если информация подтверждается, данные передают в полицию и отдел опеки. Бывают ситуации, когда проблема требует немедленного решения. В таких случаях вызов правоохранителей осуществляется на место в срочном порядке и ребенка забирают в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних до тех пор, пока родители не решат свои проблемы и не обеспечат детям безопасные условия. За 6 лет работы горячей линии таких ситуаций было около 10.
Были на телефон доверия и звонки, касающиеся добровольного ухода из жизни. У кого-то из ребят с другом произошла такая трагедия, кто-то не может справиться с возникшими эмоциями. Есть и родители, переживающие за психологическое состояние детей. Всего таких обращений в этом году было 5.
Звонят на телефон горячей линии не только тогда, когда просят помочь решить какие-то проблемы, но и для того, чтобы поблагодарить операторов, которые им когда-то помогли. Есть также и постоянные абоненты линии доверия. Чаще всего это те, кому не хватает общения и поддержки.
Звонки принимаются по телефону: 8-800-2000-122.
М. САФРОНОВА

Оставить комментарий