07.02.2017, 13:21

О Коврове, комфортной среде и «миллениум кидс»

Много лет назад в «КВ» публиковалось интервью с начинающим бизнесменом Владимиром Седовым. Сегодня «Аскона» – бренд, известный далеко за пределами региона. Интересно мнение человека, создавшего бизнес-империю, о том, что происходит в городе, о ковровских проблемах и путях их решения. Об этом наше интервью с Владимиром Седовым.
О Коврове, комфортной среде  и «миллениум кидс»





























– Владимир Михайлович, как председатель совета директоров крупных предприятий города, поделитесь секретом, какие задачи решает этот орган, который в Коврове является как бы «серым кардиналом».
– Председатель совета директоров – это не руководитель директоров. Правильнее бы эту должность назвать секретарем с организационными задачами. Мы все абсолютно равны, среди нас нет ни младшего, ни старшего. Цель, для которой совет создавался в 70-х годах, осталась актуальной и по сей день. Нас всех волнуют вопросы качества образования, подготовки кадров, проблема их утечки из города.
Вторая задача: в условиях недофинансирования важных отраслей крупные предприятия оказывают городу финансовую помощь. Не все предприятия чувствуют себя хорошо в этом плане (с прибылью тяжело или требуется согласование с собственником). Но у нас есть джентльменское соглашение: приняли вместе решение помочь – потом уже никто не имеет права сказать нет.
С одной стороны, здорово, что город имеет такую поддержку. С другой, это видит область, и были периоды, когда этим «пеняли» Коврову, отказывая в деньгах сверх тех, что должны поступать из регионального бюджета по закону.
– Предприятия Коврова платят налогов более 10 млрд рублей, нам же из области возвращается один миллиард или немногим больше. Депутаты горсовета писали губернатору, обращались к депутату Госдумы Игошину, а воз и ныне там...
– Мы не можем повлиять на распределение субвенций из регионального бюджета. Но, не считая действующий механизм справедливым, я против поднятия информационной волны и обращений в Госдуму. Федеральный закон так написан, и никто не будет пересматривать налоговые правила специально для Коврова.
Мне видится рабочим такой вариант: каждый год к городскому бюджету добавлять 20% от прироста налоговой базы. Заплатили в прошлом году 10 млрд рублей, а в этом – 12 млрд, так дайте нам 20% от 2 млрд. Тогда появляется мотивация платить больше налогов.
Я предлагал этот вариант, но не получил поддержки. Впрочем, губернатора можно понять: в регионе есть города, где положение еще хуже. С такой политикой налогового выравнивания можно соглашаться или нет. Как ковровчанин, я с этим категорически не согласен, а как житель Владимирской области – абсолютно поддерживаю.
– Как восприняли информацию Игоря Игошина, что из федерального бюджета выделяется 20 млрд рублей на программу благоустройства городов?
– Взял калькулятор и поделил 20 млрд рублей на пять лет – это по 4 млрд в год. Поделил на 89 субъектов Российской федерации. Оставшуюся сумму – на число городов области и… сказал себе так: «Что ж, хорошо хоть говорить на эту тему начали».
К спортивному форуму мы немножко принарядились, фасады по центральным улицам покрасили. Глава города спрашивал наше видение, какой тренд следующий. Мы сошлись на том, что нужно серьезно заняться зеленой частью города. Ведь самое страшное – когда город выглядит уныло. Взять хотя бы сквер напротив остановки Чайковского, который идет до «Спорттоваров». Нет денег на дорожки? Надо хотя бы выполнить работы, чтобы там не образовывалось болото, у деревьев ветки подрезать. Это же не десятки миллионов! Таких пятен в городе много. Город реально очень грязный. И это уж точно зависит не от федеральных и областных властей. И зависит не только от главы города. Во всем мире это во многом обязанность жителей. Никаких бюджетов не хватит на то, чтобы кто-то убирался за тебя дома. Бюджетные деньги должны идти на глобальные задачи. Власть должна грамотно пропагандировать, организовывать людей и понуждать. Опять же никто не отменял мотивацию, и она не обязательно должна быть материальной.
– Можно долго рассуждать о несправедливости распределения областных субсидий и субвенций, но город по-прежнему испытывает финансовый голод. Как его утолить?
– Здесь все просто. Смотришь, какие деньги «железно» остаются в городе, и наращиваешь эти отчисления. У нас в бюджете остается часть НДФЛ. Какой процент предприятий в Коврове честно платит этот налог? Крупные предприятия платят все, но есть отрасли, где не платили и не платят. С этим надо работать. Второй момент – это налог на землю и имущественный налог. У нас земля в полном объеме не кадастрирована. Сколько земли под гаражами, за которую никто ничего не платит! Прежде чем говорить, что у нас не хватает денег, надо собрать всё, что должно поступать в бюджет. И к Кузину (замгубернатора по финансам. – Ред.) нужно обращаться с позиции: «Мы все, что могли, сделали, все резервы использовали, но все равно нам не хватает денег».
– Есть еще такой инструмент, как частно-государственное партнерство. Но, похоже, частный бизнес относится к нему прохладно, не спешит откликаться на призывы к партнерству...
– Мы реализовывали частно-государственные проекты и продолжаем этим заниматься. Сидели за столом: с одной стороны – я, частник, с другой стороны – представитель государства. Мы с ним четко понимаем, что должны сделать, понимаем, что это нужно для людей и выгодно нам. Но как сделать, чтобы при этом не нарушить законодательство, если оно ограничивает прямое финансовое участие бизнеса в решении, например, городских вопросов? Законодательная база очень слабая в этом вопросе. А когда закон прописан плохо, мало кто хочет туда идти – потом у проверяющих органов появляется много вопросов.
– Вы лично поставили перед собой задачу построить качественно новый уровень жизни на примере Доброграда. Ваш опыт губернатор презентует на уровне правительства. Возможно ли установленную вами планку достичь на уровне муниципалитета?
– Нет ничего невозможного, но на это потребуются десятилетия. Большинство российских городов строились «под трубу» и планировались не с учетом перспективы и комфорта, а с утилитарной целью – обеспечивать работу предприятия. Города не строились под супермаркеты, под то, что в каждой семье будет машина, под то количество отходов, которое мы будем производить. У нас нет московского бюджета, чтобы сносить хрущевки в угоду комфортной городской среде. Для Коврова расширение границ – острая необходимость. Если их не расширять, дома будут по-прежнему пихать один на другой. Точечная застройка городу не добавит комфорта. Нам надо «выдохнуть». Для сравнения, мы проект Доброграда начинали с 47 га, а в итоге он вырос до 1500 га, потому что мы закладывали современные потребности населения и старались спрогнозировать, какими они будут в будущем.
– Чего, на ваш взгляд, не хватает муниципальному управлению? К управлению в городе приходили люди, имеющие успешный опыт руководящей работы в коммерческих структурах: Конин, Ковальчук, Кудерцев, сейчас Зотов. Почему и этот опыт не срабатывает на муниципальном поприще?
– Есть примеры успешного опыта работы коммерсантов в управлении. Бывший губернатор Тульской области Груздев создал структуру менеджмента по образу той, что была в его корпорации, и получил колоссальный эффект. Но в большинстве случаев по-настоящему хороших коммерсантов на место чиновников-управленцев метлой не загонишь, им там некомфортно. Бизнес – это свобода и скорость принятия решения. А управление городским хозяйством – сложный, долгий и неповоротливый процесс.
К тому же цель в бизнесе одна – прибыль, которая пойдёт на развитие компании и т.д. А какая цель у руководителя, который пришел в управление городом? Их слишком много. Неизбежно «выдернется» какая-то одна и чаще – это как можно дольше остаться на этом месте. Остальные цели становятся вспомогательными и реализуются в таком объеме, чтобы сохранялась главная.
– Выпускники наших школ уезжают за высшим образованием в другие города и обратно не возвращаются. Как исправить эту ситуацию?
– Нужно ставить задачу максимум. Не только наши должны оставаться в городе, но и приезжать иногородние. А они сюда поедут в двух случаях. Когда смогут у нас найти работу, удовлетворяющую их профессиональные амбиции. И их должна окружать городская среда, которая соответствует их принятому образу жизни. К счастью, прошло то время, когда мерилом комфорта было количество и качество баров и ресторанов. Но надо следить за тенденциями. В России до сих пор не используется термин «милленниум кидс», который у маркетологов мира на слуху уже 10 лет. В нулевых годах появилось прорывное поколение. На этом переломе сошлось множество технологий, которые запустили процесс ускорения. Между мной и моим отцом – разница, между мной и моими детьми – пропасть. Нужно постоянно мониторить, тащить практики со всего мира, создавать то, что нужно людям, которые будут здесь жить завтра и послезавтра. Сейчас же у нас картина, как в романе «12 стульев»: ЗАГС, много парикмахерских и погребальных контор. И мы считаем это идеалом.
– А кинотеатр и ледовый дворец?
– Это всего лишь объекты, которые должны функционировать по-другому. Мы что-то делаем для «миллениум кидс», а на то, что им надо, даже не посмотрели. Можно в ледовом дворце сдавать в аренду коньки, а можно организовать «движуху», которая будет интересна. Получается, что Ледовый один, а работа и результат разные. Я иногда злюсь на то, что у сына принципиально отличные от меня ценности, но что это изменит? Иди изучи, что ему надо, а не пытайся ему сказать, что он живет неправильно. Не надо говорить: «Гаджет – это плохо. Ты лучше иди в Ледовый». А нельзя совместить гаджет с Ледовым, чтобы он туда пришел сам? Можно. Здесь даже денег не надо, нужно понимание этого процесса.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий