18.04.2017, 11:19

Прости, Ильич!

Текущий год – год столетия Великой Октябрьской социалистической революции. Наверное, ближе к осени будет много публикаций в СМИ, телевизионных передач, посвященных этой теме. Может быть, новое кино снимут о тех событиях. А начать разговор на тему Великого Октября можно уже сейчас. Ведь приближается 22 апреля…
Это вам не Джонни Депп
Прости, Ильич!
















В Советском Союзе каждый маленький гражданин запоминал эту дату едва ли не раньше, чем день своего рождения. 22 апреля родился будущий вождь мирового пролетариата, лидер коммунистической партии и руководитель молодого Советского государства, а также большой друг детей Владимир Ильич Ленин. Уже с начальной школы детвору ставили на идеологический конвейер: первоклашек принимали в октябрята, а металлический или пластмассовый значок с портретом вождя становился неизменным атрибутом их школьной формы. Володя Ульянов на том значке выглядел как ровесник октябрят, и тогда это был самый узнаваемый портрет.
Знают ли это нынешние дети? По этому поводу рассказали забавный случай. Для ребят 5-11 классов, увлекающихся викториной «Что? Где? Когда?», провели игру, в ходе которой они должны были определить ряд знаменитостей по детским фотографиям. Для знатоков не стало затруднением узнать Джонни Деппа или Бреда Питта. Легко узнали Владимира Путина. Даже смогли построить логическую цепочку, в результате чего вышли на Ангелу Меркель. А потом им показали ту самую фотографию мальчика с кудрявой головой. Высказывались самые фантастические предположения, но вождя в том портрете не узнал никто. Четверть века прошло с момента краха советской эпохи, а новое поколение уже не узнает культовых личностей, некогда изменивших историю.
Культ личности
С развалом Советского Союза много стали говорить о культе личности Сталина. А вот о культе личности Ленина рассуждать было не принято. Хотя его культ во времена развитого социализма, коим считались 70-80-е годы прошлого века, получил второе рождение. Причем повлиять на это Владимир Ильич, по понятным причинам, никак не мог, хоть и лежал в мавзолее.
Пионерская организация называлась именем Ленина. Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) был ленинским. Идеология, которой руководствовался советский народ при строительстве коммунизма, носила название «марксизм-ленинизм». В каждом городе есть улицы, проспекты, площади, парки, дворцы культуры, носящие имя вождя. Памятники Владимиру Ильичу опять же стоят в каждом городе, причем не по одному.
Наверное, единственным товаром, которого в Союзе не коснулся дефицит, был бюстик Ленина или другая символика, связанная с Ильичом. Многотомные солидные издания сочинений Ленина в каждой библиотеке занимали почетное место. По телевизору – кино «Ленин в Октябре», в театре – постановка «Человек с ружьем», в кабинетах – репродукция «Ходоки у Ленина». На праздничных демонстрациях в первых рядах несли его портреты.
В школе редко на каком из предметов не затрагивалась ленинская тематика. Пение – песни о Ленине, литература – стихи и рассказы о Ленине, география – ленинские места на карте Родины, история – Ленин до, во время и после революции. Прочие предметы, может, и не имели прямой связи с именем вождя, тем не менее говорилось, насколько он преуспел в этих науках, или же цитировались его высказывания о роли той или иной науки в строительстве коммунистического общества. И каждый школяр знал ответ на шуточный вопрос: «По чему Ленин ходил в ботинках, а Сталин – в сапогах?»
Ленин! А кто это?
Попробуйте сейчас узнать у ученика 4-го класса дату, когда отмечается день рождения Ленина. Девять из десяти опрошенных спросят: «А кто это?».
А ведь тело вождя до сих пор не предано земле, и памятники ему стоят на тех же местах, хоть и не всегда в образцово-показательном виде.
Учителя истории не видят в такой невежественности ничего криминального. Ведь в учебниках истории Ленин впервые упоминается в 9 классе. Например, в учебнике 10-го класса информация о нем частично содержится лишь в одном параграфе, на трех страничках с большими фотографиями. В нынешней школьной программе культом Ленина уже не «пахнет»: он всего лишь один из политических деятелей того времени, находящийся в ряду между Керенским и Троцким. Так что, пройдя курс истории, школьники могут не узнать не только, что женой Ленина была Крупская, но и что «лампочка Ильича» – это глобальная ленинская программа электрификации всей страны, что «ликбез» – это задача ликвидации безграмотности в стране...
Это для нас, вышедших из Союза, имя Ленина еще что-то значит, поскольку связано с воспоминаниями о той, прежней жизни. А для тех, кто родился на стыке веков, Ленин – такое же имя в истории, как, например, Владимир-креститель или Иван Грозный. Хотя и первому, и второму место в истории определено вполне адекватное. Честно говоря, такой подход государства к самому патриотичному из школьных предметов назвать демократичным не поворачивается язык.
«Мы не можем прославлять Ленина, особо выделять его в рамках одной идеологии», – говорят учителя-историки, ссылаясь почему-то на требования Конституции. Так прославлять и не требуется. А вот оценить с расстояния... Идеология, которая досталась в наследство от Ленина, дала нам бесплатное и лучшее в мире образование, бесплатную медицину, 8-часовой рабочий день и «уравниловку» в оплате труда, при которой большой чиновник зарабатывал в несколько раз больше, чем простой работяга. Всего лишь в несколько раз, не в десятки и не в сотни.
Как можно заметить, в государстве диктатуры олигархов все это наследие исказилось до неузнаваемости, приобретя уродливые формы. А в культ возведен уже другой лидер.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий