02.05.2017, 09:52

Закаленные войной

Незадолго до 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне бывшие малолетние узники концлагерей собрались в Комплексном центре социального обслуживания населения, чтобы отметить этот праздник и принять поздравления от ковровской общественности. Нам удалось поговорить с героями дня.
Закаленные войной
За державу обидно...
В 1942-м Борису Васильевичу Карасеву было девять лет. В концлагерь мальчика немцы отправили за связь с партизанами. «Ну какая могла быть связь у меня? – улыбается наш респондент. – Со своими друзьями я воровал у фашистов, расквартированных по домам в Новом Осколе, оружие. Автоматы-винтовки мы сносили в один из огородов. По слухам, оттуда добычу забирали партизаны. И действительно, схрон регулярно опустошался. Вот и вся связь».
Как-то раз мальчишки решили подпортить немецкую технику, что стояла на площади. По ночам стали выкручивать лампочки из фар. Бориса проследили до дома по следам на снегу. Лампочки он предусмотрительно затоптал в сугроб. Так что при обыске их не нашли. Зато на чердаке заприметили фонарь «летучая мышь» и сделали вывод, что мальчишка подавал сигналы партизанам. Его арестовали, а мать немцы-педанты оштрафовали на большую по тем временам сумму за ненадлежащее воспитание сына.
После допросов с избиениями из Кировской области нашего героя перевезли в Воронежскую и бросили в небольшой лагерь, где были и дети, и взрослые. В этом лагере – деревне, огороженной колючей проволокой и охраняемой с собаками, он провел несколько месяцев, пока узников не освободили советские войска. «Били нас жестоко, шомполами. Издевались просто так. После этого вплоть до 1950 года я почти каждую ночь с криком вскакивал во сне».
Закаленные войной
Испытания подорвали здоровье Бориса Васильевича. В конце концов сердце подвело. Бывшие узники практически все являются инвалидами, должны бесплатно обеспечиваться лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача. У Бориса Васильевича давние проблемы с сердцем. Аритмолог из областной больницы выписывает ему несколько видов лекарств, однако ни одного из них нет в заветном перечне льготных лекарств. Все Борис Васильевич покупает за свой счет. Положено ему санаторно-курортное лечение. Три раза делал он заявку, в обязательном порядке сдавая нужные анализы. Но в санаторий так и не попал. На прием к врачам в поликлинике его пропускают без очереди. Вот за это людям спасибо. А на УЗИ сердца и другую диагностику теперь он сможет бесплатно ходить в Первый клинический медицинский центр, благо, на торжественном мероприятии в честь 72-й годовщины Победы узникам вручены сертификаты на обслуживание. В общем, из всех государственных льгот он реально получает незначительную прибавку к пенсии и может не платить за проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Когда Общероссийский Народный Фронт, составляя свою программу, проводил опрос общественного мнения, Борис Васильевич предложил «по всей стране установить бесплатный проезд участникам войны и к ним приравненным гражданам на все виды транспорта». Как неравнодушный гражданин, он неоднократно писал в разные инстанции о проблеме достройки ковровского теркорпуса. Месяц тому назад был с этим же вопросом на приеме у главы областного здравоохранения Александра Кирюхина. Пока ответа не получил. Знакомые удивляются, зачем он тратит свое время и нервы, буквально стучится об стенку головой. «Если не я, не ты и не он, то кто же тогда позаботится?» – спрашивает Борис Васильевич.
Кстати, статуса несовершеннолетнего узника он добивался 19 лет. Написал множество запросов и писем, в суде доказывал свою правоту. Доказать смог, потому что нашлись свидетели-соседи из Нового Оскола и в его семейном архиве сохранилась немецкая справка с печатью, где сказано, что мать Бориса была оштрафована за сына.
Закаленные войной





























Вся жизнь – преодоление и труд
Брат Виктора Васильевича Красавина – литератор, член Союза писателей. Но он не сможет описать события военных лет. Слишком мал был тогда. Сам Виктор Васильевич, старший сын в семье, помнит многое из военного детства, детально помнит. Он замечательный рассказчик. Однако мемуары тоже писать не станет – не то призвание. До мозга костей он технарь и предан своему делу. В очень почтенном возрасте он не оставил преподавание в КГТА – работает на кафедре физики. Без малого полвека отдал Виктор Васильевич Ковровской академии, был одним из первых, пришедших в только что отстроенное здание вуза под начало ректора Рима Бесчастнова.
В первый раз за границей Виктор Васильевич побывал во время Великой Отечественной войны – его вместе с семьей немцы после череды перебросок из концлагеря в концлагерь вывезли в Литву. Семья Красавиных батрачила на литовского помещика, пока летом 44-го территорию не отбили наши. Пленные женщины и дети виноваты были лишь в том, что их дом был под Великим Новгородом, в районе, где велось активное партизанское движение. Чтобы создать мертвую зону вокруг партизанских лесов, немецкое командование распорядилось выселить всех до единого жителей деревень и сел.
После войны Виктор пошел в школу переростком. «Правда, и мои приятели далеко в обучении не ускакали. Первые четыре года школа была в трех километрах, а в семилетку я ходил за пять километров, каждый день переправляясь через реку. Весной и осенью по нетвердому льду – иногда ползком», – вспоминает Виктор Васильевич. Деревенский мальчик очень хотел учиться. Поэтому единственный на всю округу поступил в машиностроительный техникум. Окончил он его весьма успешно, с красным дипломом, получив специальность «литейное производство». При распределении было преимущество, но он выбрал Урал.
Закаленные войной





























Отработав три месяца на Уралхиммаше, был призван в армию и отправлен радиоразведчиком в Венгрию. И снова он на дальней стороне. И снова в котле военных действий (Венгерский контрреволюционный мятеж 1956 года). Но уже не в качестве узника, а в качестве участника.
Демобилизованный досрочно по указу Никиты Хрущева об образовании, Виктор сдал экзамены в Московский институт стали и сплавов. Прошел здесь путь от студента-очника до аспиранта и защиты кандидатской диссертации. С солидным багажом знаний Виктор Васильевич и прибыл в Ковров, где до сих пор обучает студенческую братию.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий