14.04.2015, 14:27

Лучником ходи, лучником

Лучником ходи, лучникомЛучником ходи, лучником
Как-то нас обвинили в том, что в одной из спортивных новостей мы русские шашки перепутали с русскими шахматами, мол, такого понятия, как русские шахматы, в природе не существует. Можем смело сказать, что такое понятие есть и, более того, русские шахматы даже называют игрой 21 века. Сказать, что данная игра развита в Коврове, мы не можем, но начало этого развития однозначно положено.
Упоминания о русских шахматах находятся в преданиях старины глубокой. Некоторые археологические находки говорят о том, что игра была известна еще во времена скифов. Правда, доподлинно не известно, насколько она отличалась от современного варианта. С крещением Руси интерес к игре, основанной на языческих верованиях, по понятным причинам стал ослабевать. А в эпоху Петра I, когда Европа увлеклась индийскими (классическими) шахматами, русский вариант был предан забвению. Возрождение стало возможным лишь лет двадцать назад.
О тех, кто сильнее князя
Что же из себя представляют русские шахматы? У них есть и другое название – таврели. Доска для игры аналогична классическим шахматам. Столько же имеется и фигур. Правда, внешне таврели не так элегантны и представляют собой усеченные восьмигранные пирамиды, на каждой из которых нанесены нехитрые знаки (крестики, стрелочки, галочки, звездочки). Именно таким образом различаются фигуры. В расстановке и возможностях таврелей, если сравнивать с классикой, опять же никакой разницы. Названия другие: ладья – ратоборец, конь – всадник, слон – лучник, пешка – ратник, ферзь – князь, король – волхв. Цель игры – поставить мат волхву. «И стоило огород городить», – подумает читатель, видя разницу лишь в конфигурации фигур.
Спокойствие, только спокойствие, как говорил известный персонаж, есть в таврелях и принципиальные отличия. В русских шахматах нельзя «съесть» фигуру соперника, ее можно взять в плен. В этом случае на таврель соперника ставится своя таврель. Своей фигурой можно не только пленить фигуру соперника, но и поставить ее поверх другой своей фигуры. Таким образом появляются башни, которые в нужный момент можно «разобрать» под стать троянскому коню. Какая пешка в классических шахматах не мечтает стать ферзем? В русских шахматах это явление распространено куда больше. Правда, до князя (ферзя) может дорасти не всякий ратник (пешка). На каждом ратнике стоит значок, указывающий к какой фигуре он приписан. Так что быть князем уготовано лишь «княжескому» ратнику, остальным же на роду написано подняться в лучшем случае до ратоборца или лучника. Исключение составляет ратник волхва (королевская пешка). Волхвом он, конечно, не станет, зато может стать самой могучей фигурой, называемой «Хелги». Хелги даже сильнее князя, поскольку умеет не только «разить», как ратоборец, и «стрелять», как лучник, но и «скакать», как всадник. Короче, это ферзь, который может ходить и как конь. С учетом того, что в таврелях игра из плоскости переходит и в объем (построение башен), их называют 3Д-шахматами.
Есть ли будущее у таврелей?
Покровителем русских шахмат стал наш выдающийся гроссмейстер Анатолий Карпов. Он говорил об этой игре: «Насколько я могу судить, таврели на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры... Думаю, что русские шахматы очень скоро найдут многих поклонников как у нас в России, так и во всем мире».
Пока что это «скоро» не наступило, но шаги в данном направлении предпринимаются. И Ковров в этом процессе старается занять свою нишу. Нашего энтузиаста русских шахмат зовут Василий Антропов. Он три года пытается привить интерес к таврелям любителям интеллектуальных игр. И результаты уже есть. Девятиклассник СОШ №22 Станислав Юрин (на фото – справа), наставником которого является Василий Николаевич, два года подряд становится победителем Первенства России. К классическим шахматам Станислава еще до школы начал приобщать дедушка, а в семь лет будущий чемпион пришел в секцию. Уже будучи шахматистом-разрядником, Юрин попробовал свои силы в других шахматах, и игра ему пришлась по душе. И спустя три года он уже заявляет, что русские шахматы предпочитает классическим.
Чем же игра привлекла молодой пытливый ум? «Она мне нравится тем, что в ней больше разнообразия, рождается больше идей. В обычных шахматах все более шаблонно, а здесь можно экспериментировать, импровизировать. В этой игре много вариантов развития событий», – говорит Станислав. Хоть главные соревнования страны, где Юрин стал победителем, и носят название Первенства России, но представительство регионов-участников на нем пока что не очень большое. В основном это Москва, Смоленск, Великие Луки, своего рода центры развития русских шахмат. Тем не менее, победа парня из провинции над соперниками из столицы всегда вызывает уважение. Как же удалось обыграть Москву? «Уровень соперников был высоким. У каждого из них в активе свои начала. Я играю особенный дебют, который мы подготовили с Василием Николаевичем. Пока что он эффективный. Но русские шахматы быстро развиваются и не исключено, что в скором будущем его смогут опровергнуть».
Оказывается, опытные шахматисты относятся к своему виду спорта весьма консервативно и на всякого рода нововведения смотрят скептически. Это проявляется в их отношении к русским шахматам. Попробовали, поиграли и благополучно забыли. Как отмечает В. Антропов, мастерам классических шахмат, которые накопили изрядный опыт, есть чему научить молодежь в плане игры, но перестроиться на таврели им трудновато, здесь школьники их обыгрывают. Отсюда и неприятие.
Похоже, что бремя развития русских шахмат ложится на плечи исключительно молодых людей. Вопрос о перспективе таврелей мы задали председателю городской федерации шахмат Сергею Сухотскову. Вот его мнение: «Лично меня игра не сильно заинтересовала. На мой взгляд, она относится к разряду таких экзотических интеллектуальных игр, как го и рендзю. В Коврове игра держится на энтузиазме Василия Антропова. Он любит все новое, это склад характера. Русские шахматы не признаны на уровне Министерства спорта. И отношение к ним соответствующее – увлеченных не так уж и много. Если Карпов сможет решить вопрос с включением русских шахмат во Всероссийский реестр видов спорта, ситуация с ними изменится в лучшую сторону».
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий