06.11.2018, 10:25

Коврову неплохо бы поумнеть

В последнее время все чаще встречается такое понятие, как «умный город». Что же означает этот термин? Им можно обозначить такую организацию городской инфраструктуры, в которой огромную роль играют информационные технологии. Например, находясь на остановке общественного транспорта, вы легко можете узнать, как далеко находится интересующий вас автобус. А если перед перекрестком образовалась пробка, светофор автоматически переключается в режим, который позволяет ее оперативно ликвидировать. В умном городе не бывает перетопов – бича наших многоквартирных домов. В умном городе и ЖКХ тоже умное: в вашей квартире климат всегда будет комфортным.

Чем мы хуже?
На данный момент называют 25 городов, где реализуется программа «Умный город». Среди них крупные областные центры Великий Новгород, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Калуга, Новосибирск, Уфа, Томск, Пермь, Ростов-на-Дону. Но в их числе есть и муниципальные образования с населением до ста тысяч человек. Это моногорода, где размещаются производства государственной корпорации «Рос-атом»: Глазов, Дубна, Сатка, Сосновый Бор, Новоуральск, Саров…

Проблема моногородов в текучке кадров. Росатом ее решает, не только обеспечивая людей работой, но и создавая условия для комфортного проживания. «Умный город» – это удобно и для горожан, и для администрации, – говорит Ксения Сухотина, генеральный директор ООО «Русатом Инфраструктурные решения» – компании, создавшей базовую платформу «Умный город Росатома». – Любой житель города, зайдя на сайт, сообщает о проблеме, возникшей в его дворе или по соседству, и вопрос оперативно решается. Еще один плюс в том, что проект можно начать с любого уровня: он легко тиражируется, может интегрироваться как с современными «смарт-кварталами», так и со старой инфраструктурой. Сейчас мы работаем над внедрением этого решения в других российских городах, в первую очередь – в городах присутствия Росатома».
Ковров с его механическим заводом является именно таким городом. Так что мы со всеми нашими недостатками потенциальные претенденты на участие в программе «Умный город».

На примере Сарова
В конце сентября представительство нашей администрации посетило Сколково, где проводилась презентация программы «Умный город» на примере города Саров Нижегородской области.
Были представлены такие направления программы, как безопасный город, транспортное обеспечение, умное ЖКХ. В Сарове программа реализуется уже два года, задействовано 85% программного продукта. Там и такси (нужный тебе автомобиль, а не какой приедет) вызывается нажатием кнопки, и даже беспилотники используются в тестовом режиме.
Разработчик готов предложить Коврову базовую платформу. Это обойдется в 25 млн рублей. Росатом будет курировать направление. А вот подготовить инфраструктуру города к использованию программного продукта – дело муниципалитета и региона.

«Тема нужная для города, – говорит заместитель главы города по ЖКХ Юрий Морозов. – Но в том виде, в котором мы ее увидели на презентации, она актуальна для нас процентов на десять. Остальное мы использовать не готовы. А интегрировать внутрь продукта то, что на территории уже есть, сложно. Но насколько нам нужна эта маленькая часть? Входить – так полным продуктом, который в комплексе должен дать нормальный эффект во всех направлениях».

Юрий Алексеевич указал, что нам пока что подходит только направление «Безопасный город»: повсеместное видеонаблюдение, заведенное в единый информационный центр. С ним согласен и руководитель городского управления ГОиЧС Игорь Догонин. Игорь Олегович считает, что многое из этого направления, что есть в Сарове, используется и у нас. В Коврове установлены камеры в местах массового скопления людей, есть камеры, распознающие номера автомобилей. Правда, камер для полного счастья требуется больше, проект нужно дорабатывать. Создание системы видеонаблюдения оценивается в сумму более 70 млн рублей. Есть еще один нюанс: в Сарове кабельные линии принадлежат муниципалитету, у нас же это собственность частных компаний.

В ожидании манны небесной
Наверное, замглавы не открыл нам Америку, сказав, что город не готов к реализации такой программы. Электронное всезнающее табло на остановках вряд ли поможет пассажирам, которые вечером вынуждены по 30-40 минут ждать своего автобуса. А умное ЖКХ не придет в город, где постоянно рвутся трубы отопления, где в домах отключают горячую воду, объясняя это профилактикой. И сколько потребуется средств, чтобы весь этот комплекс привести к нормативному состоянию? А главное, где эти средства раздобыть?
Сначала «Умный город» продвигал Росатом. С весны проектом занялось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. И оно должно что-то предложить таким городам, как Ковров, чтобы их вхождение в «Умный город» было менее затратным. Должен увязать в едином комплексе не только муниципалитеты и департаменты, но и ресурсников, управляющие компании, транспортные организации и т.д.

«Минстрой ставит задачу ежегодно включать в программу по 15-20 городов. Мы заполнили все опросные листы и ждем подтверждения, что с 2019 года мы заходим в «Умный город», – выражает надежду Ю. Морозов. – Программа включает три этапа: изучение (рассчитан на полгода), подготовительный (от полугода до 2,5 лет), реализация (от полугода до 2,5 лет). Мы в самом начале первого этапа. Если эта манна небесная на нас упадет, будем работать днем и ночью, чтобы для города все это реализовать. Мы готовы за два года на 60% подготовить инфраструктуру, конечно, при наличии денежных средств».

Ну а пока наверху решают, стоит ли Ковров включать в программу, Саров вступил в Международный клуб устойчивых и умных городов. Вместе с ним членами клуба стали Тольятти, Воронеж, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Иннополис и Магас. Каждый из претендентов презентовал собственные программы создания и реализации «умного города».
Олег МАХОВ

Оставить комментарий