02.06.2015, 11:25

За тунеядство по всей строгости

За тунеядство по всей строгости
В СМИ появилась информация о планах депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга внести в Государственную Думу законопроект о введении уголовной ответственности за тунеядство. Что предлагают питерские законотворцы? «Уклонение от трудоустройства (занятости) свыше шести месяцев при наличии подходящей работы наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на срок до одного года».
От ответственности проект освобождает граждан до 18 лет, инвалидов, родителей детей-инвалидов, беременных женщин, женщин с детьми в возрасте до 14 лет, священнослужителей и пр. Все остальные граждане, работающие «без оформления» – без трудового договора и трудовой книжки, «на себя», без оформления «ИП», окажутся тунеядцами. По разумению депутатов, все граждане, не имеющие работы, должны встать на учет в органы занятости. Там им предложат работу согласно их квалификации. Если человек отказывается от всех предлагаемых вариантов более полугода, по мнению депутатов, его надо наказать.
Инициатива вызвала бурное обсуждение и породила массу вопросов. Что именно хотят запретить и возможно ли это, если по Конституции труд свободен? Сделают его обязательным? Появится ли в России уголовная ответственность за тунеядство? И что ждет фрилансеров? И жен-домохозяек обеспеченных бизнесменов и политиков?
Фрилансеров осудят?
В СССР для борьбы с тунеядством и «уклонистами» от честного труда в Уголовном кодексе использовались две статьи: статья 209 «Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством» и статья 209.1 «Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования». Уголовная ответственность за праздный образ жизни основанием имела статьи Конституции страны. Так, статья 12 Конституции СССР 1936 года и основанная на ней статья 12 Конституции РСФСР 1937 года гласили: «Труд в СССР (РСФСР) является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина».
В 1961 году был принят указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», который был положен в основу введения уголовной ответственности для «бездельников».
Помимо тунеядства в СССР запрещались и любые нетрудовые доходы, к которым относились: частный извоз, валютные операции, частное предпринимательство и коммерческое посредничество (статья 153 УК РСФСР), спекуляция, то есть скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы (статья 154 УК РСФСР). В общем все, что сегодня положено в основу либеральной экономики. Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу.
Если законопроект питерских депутатов будет принят, все граждане, живущие исключительно за счет процентов по вкладам, дивидендов, сдачи недвижимости в аренду, окажутся вне закона. Вне закона будут и фрилансеры – те, кто на самом деле работает и порой немало, но не оформляет трудовые отношения или предпринимательскую деятельность.
Возможно, в чем-то идея не лишена смысла. По статистике, в России трудоустроены 48 миллионов человек, еще 20 миллионов официально не оформлены, а 18 миллионов и вовсе не работают. И за счет чего-то живут, потребляют государственные услуги, не участвуя в финансировании этих расходов. К слову, сотрудники, получающие зарплату в конвертах, тоже попадают в категорию «тунеядцев». Законопроект преследует цель вывести из «тени» таких работников, а также работодателей и повысить налоговые доходы государства. Но в любом случае одобрение вышеназванного законопроекта потребует корректировки действующей Конституции. Статья 37 Конституции РФ содержит посыл о том, что «труд свободен». Это расшифровывается как запрет принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Именно эти конституционные свободы и запреты препятствуют принятию законов об ответственности за отказ трудиться, считают эксперты.
А палка-то о двух концах
После признания гражданина безработным ему назначается пособие по безработице. Стандартный максимальный срок выплаты пособия составляет один год. Сейчас минимальный размер пособия составляет 850 рублей, а максимальный 4900 рублей. Негусто. По данным Росстата, сейчас в России порядка 800 тысяч безработных получают пособие от государства. Потянет ли государство даже такое мизерное пособие для всех «тунеядцев»?
Средняя продолжительность поиска работы составляет по статистике 7 месяцев. Депутаты же при разработке законопроекта об уголовной ответственности для «тунеядцев» установили в качестве квалифицирующего признака состава преступления срок уклонения от трудоустройства в 6 месяцев.
Сегодня даже добросовестным гражданам очень непросто найти подходящую работу. Да и служба занятости чаще всего предлагает работу с крайне низкой оплатой. Ни мизерный размер пособия, ни государственные услуги по поиску работы не могут в настоящее время достаточно мотивировать безработных официально вставать на учет.
В советском государстве обязанности граждан трудиться соответствовала обязанность государства обеспечить их рабочими местами соответственно квалификации. Нынешнее государство освободило себя практически ото всех обязательств перед своими гражданами, поэтому оно не способно обязать их трудиться. Социальная ответственность граждан сводится только к обязанности платить налоги (если есть с чего). Участвовать в создании неких благ для общества, даже в формировании своей будущей пенсии, согласно российской Конституции, граждане не обязаны. Видимо, поэтому и государство отказывается от обязательств выплачивать достойную пенсию и заботиться о социально слабых.
Кого же считать «дармоедом»?
При таком раскладе не очень понятно, почему разработчики сочли тунеядство настолько социально опасным явлением, что запросили за него уголовную ответственность? Уголовная ответственность влечет за собой судимость, которая, кстати, по факту сильно препятствует дальнейшему трудоустройству. Где логика? Да и размытость самого понятия «тунеядец» затрудняет механизм их выявления для привлечения к ответственности. Информацию о том, что за гражданина не производятся страховые отчисления, получить не сложно. Однако по смыслу предлагаемой уголовной нормы «уклонение» подразумевает наличие умысла у гражданина. И этот умысел должен быть доказан. Как? Если государство не в состоянии обеспечить работой даже тех, кто хочет работать и встал на учет на бирже труда?
Недавно о борьбе с тунеядством заговорили и в нелиберальной Белоруссии. 2 апреля 2015 года Александр Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно Декрету, граждане, которые более полугода не уплачивали налоги на доходы (не финансировали государственные расходы), обязаны уплатить сбор. Неуплата сбора влечет за собой административную ответственность в виде штрафа или ареста. Таким образом, в Белоруссии введен сбор за тунеядство, а не ответственность за него. Этот сбор не уплачивают несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды, недееспособные, нерезиденты, лица, работающие на сезонных работах. Декрет также содержит перечень тех, кто признается участвующим в финансировании государственных расходов. Это фермеры, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, военнослужащие, ремесленники, творческие работники, священнослужители, многодетные родители и другие. Политика предупреждения социального иждивенчества в Белоруссии более адекватна.
По материалам
Интернета

Оставить комментарий