Авторизация
 

Стратегия в стиле Горбачева

С тем, что такой документ, как «Стратегия развития Коврова», городу нужен, вряд ли кто из здравомыслящих ковровчан станет отрицать. Конечно, можно и дальше жить так, как мы жили последние десятилетия. Можно каждый год латать одни и те же ямы на дорогах и жаловаться, что средств на ремонт остается все меньше и меньше. Вряд ли стоит надеяться, что с увеличением числа платных кружков и секций снизится численность выпускников школ, которые уезжают из города. Можно и дальше по пути во Владимир на премьеру нового фильма мечтать о том, что из закопанного на поле камня вырастет свой кинотеатр.
Стратегия в стиле Горбачева
Все это представляет инерционный путь развития, и куда он приведет, одному богу известно. Во всяком случае, в прекрасное далёко по нему точно не попадешь. А прекрасное далёко в нашем случае выглядит следующим образом: Ковров – это город, в котором хочется жить, в который хочется возвращаться, вместе с которым хочется развиваться. Именно так выглядит миссия, указанная в Стратегии. Миссия эта всем пришлась по душе. Ведь на сегодняшний момент Ковров – это город, в котором мы привыкли выживать, в котором уже ничего не хочется, кроме как бежать куда подальше.
Одна из первых вещей, на которую обращаешь внимание при прочтении проекта Стратегии, – это состав комиссии по разработке документа. Кроме имен главы города и его заместителей там значатся А. Говырин, Е. Лифанова и А. Одегов. Именно трое последних товарищей, специалистов по стратегическому планированию из «Асконы», внесли особый вклад в написание Стратегии. Их работа в определенной мере нашла признание коллег из других крупных предприятий города. Например, говорилось: «Общая структура и аналитика представлены достаточно грамотно и развернуто».
И действительно, в первом разделе Стратегии можно почерпнуть много полезной информации из разных областей городского бытия. Например, на сколько у нас сократилась численность населения за 12 лет, на сколько стало меньше врачей и учителей, каков процент износа котельных и теплосетей, или каков разрыв между Ковровом и Рыбинском по бюджетному обеспечению на душу населения.
Мы, конечно, не сомневаемся в профессионализме асконовских стратегов, но даже они вряд ли способны объять необъятное. А потому в перечне специалистов, работавших над Стратегией, хотелось бы еще увидеть и имена признанных в городе экономистов, экологов, педагогов, работников коммунального хозяйства, предпринимателей. Наверняка они внесли бы много дельных предложений. Подобное замечание было у некоторых депутатов горсовета. Проект нашей Стратегии они сравнивают со Стратегией области, где указаны около сотни фамилий, принявших участие в разработке. Кроме того, у них в области проведен опрос общественного мнения (тысячи опрошенных), чего не сделано у нас.
Может, наш народ доволен своей жизнью и ему не нужно никаких улучшений? Тогда зачем придумывать Стратегию? Вот и специалисты в качестве недостатков Стратегии отмечают: «Нет оценки уровня жизни населения, потребительских предпочтений, набора необходимых товаров и услуг. Поэтому непонятно, какие потребности ковровчан мы будем удовлетворять, реализуя стратегическую миссию». Депутаты вышли с инициативой провести подобный опрос в Коврове. Опросный лист уже подготовлен.
Администрация выбрала не совсем удачную форму работы со специалистами по направлениям – публичные слушания. Эмоций много – толку мало. Гораздо продуктивнее это делать в спокойной деловой обстановке.
На ЗиДе впервые Стратегия разрабатывалась в 2000 году и была рассчитана на 10 лет. Руководил этой работой заместитель генерального директора по стратегии, предварительно прошедший обучение по данной специфике. Миссия, стратегические цели и задачи – это его вопросы, а вот механизмы их реализации по направлениям – это дело структурных подразделений завода. Именно их специалисты формировали предложения по своим блокам (экономика и финансы, структура предприятия, производство, кадры, строительство, экология, социальная сфера). Правда, есть маленький нюансик в виде блока маркетинга и продаж. Планы производства и других направлений должны быть жестко привязаны к заводским контрактам и договорам продаж. Другими словами, свои хотелки нужно рассматривать в рамках имеющегося бюджета. И, кажется, здесь очередное слабое место городской Стратегии. Можно мечтать о двух кинотеатрах, крытом манеже для конного спорта, благоустроенной набережной и тротуарной плитке на тротуарах, но при этом не стоит забывать, что бюджет города не безразмерный, и источников его пополнения больше не становится. Надежда на муниципально-частное партнерство также должна принять более конкретные очертания. В общем, жить надо будет по средствам.
Мнение специалиста: «В Стратегии города необходимо учитывать механизмы взаимодействия с крупным, средним и малым бизнесом. Нужно учитывать и ресурсные возможности предприятий, и макроэкономические показатели: занятость, уровень доходов, потребительские предпочтения, социальные потребности, чтобы грамотно выстраивать свою социальную и инвестиционную политику».
Есть в проекте Стратегии и откровенные, на наш взгляд, «косяки». Например. «В сфере развития городского транспорта растет конкуренция и напряженность между УТТ и частными перевозчиками, вызванная неэффективной организацией работы». Из контекста следует, что новый начальник УТТ В. Соловьев, который только за этот год из убыточного предприятия сделал безубыточное, работает неэффективно?
«Действующие дома культуры оказываются высокозатратными при недостаточном уровне качества оказываемых услуг». Концерты и спектакли проходят, звезды приезжают, местных певцов и танцоров столько, аж глаза разбегаются. Чем качество-то не устроило?
Но есть в Стратегии и существенный недостаток, о котором говорят все, кто знакомился с проектом. Мнение специалиста: «В представленном проекте документа нет ни одной цифры – целевого результата (итога реализации стратегии), по которому можно было бы судить о достижении поставленных целей. Поэтому он представляет собой набор благих пожеланий». Почему же разработчики Стратегии не «оцифровали» документ? Говорят, для них это занятие непосильное, а заказывать на стороне – дорогое (3 млн рублей). Похоже, не предусмотрели в бюджете этого года расходы на разработку Стратегии. А посему мы имеем документ в стиле Горбачева: «Углубить, расширить, и мы это будем».
Евгений ПРОСКУРОВ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий