13.12.2016, 11:07

Конституция – теория и практика

В минувший понедельник, 12 декабря, в нашей стране отмечался День Конституции. Из числа праздничных дат он не исключён, хотя с 2005 года и не является выходным. А власти до сих пор не готовы открыто признать, что не могут гарантировать все права, упомянутые в Конституции. И хотя в последние годы школьники и студенты всё лучше знают содержание главного документа страны, граждане далеко не всегда могут без боя получить то, на что имеют право в соответствии с этим документом.
Конституция –  теория и практика





























Начнём с того, что права человека в Конституции не просто перечислены. Глава, посвящённая правам и свободам, начинается с утверждения их безусловной гарантии. Посмотрим, как государство эти гарантии соблюдает. И не в теории, а по факту.
Возьмём норму равенства перед законом и судом. Когда следствие вскрыло многомиллиардные хищения в Министерстве обороны, народ был удивлён: «Неужто министра обороны таки посадят!?» Не посадили. Анатолий Сердюков прошёл по делу как свидетель, которому коварные подчинённые подсовывали неправильно заполненные документы. И тут обнадежить читателей нечем – если вашего близкого посадят до суда «за мешок картошки», освободить его не помогут ссылки на Сердюкова. Или на министра Алексея Улюкаева, попавшегося на взятке в 2 миллиона долларов и отпущенного под домашний арест. Эти примеры дают нам понять – когда надо, равенство перед законом превращается в фикцию и некоторые перед законом все же равнее.
Что у нас дальше? Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от происхождения? Расскажите об этом высокопоставленным чиновникам, дети которых сразу после окончания вузов занимают высокие посты в госучреждениях и банках. Или генеральному прокурору, сыновья которого, несмотря на молодость, являются долларовыми миллиардерами. И тем, кто ничтоже сумняшеся выводит из-под ответственности «мажоров», давящих людей колесами своих супертачек.
Неприкосновенность частной жизни? Тайна переписки и телефонных переговоров? Принятые этим летом законы под общим названием «пакет Яровой» поставили на этих правах крест.
А вот норма Конституции о неприкосновенности жилища работает. И порой вопреки статье 17 той же Конституции, декларирующей, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Попробуйте пройти вопреки желанию собственников в квартиру, даже если сосед преступил рамки дозволенного и проведенная им самовольно перепланировка и реконструкция создают угрозу вашей безопасности. И сотрудник полиции не поможет. Только по решению суда.
Право создавать профсоюзы? Пожалуйста. Только долго ли проработают на предприятии те, кто вздумает создать неподконтрольный руководству профсоюз? Да еще осмелится требовать соблюдения трудового законодательства, включая конституционное право на труд «в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Действующие профсоюзы в большинстве случаев «молчат в тряпочку». А гарантированное Конституцией право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» нынешнему поколению кажется полнейшим безумием. Если, конечно, эти мероприятия не организует правящая пар-тия, молодогвардейцы или Народный фронт. Остальным в лучшем случае отведут место на задворках.
Что касается гарантий соц обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности и для воспитания детей, то достаточно вспомнить о том, что расчёт пособий сейчас проводят по зарплате. Белой, естественно. А страховой стаж, достаточный для выплаты пособия в размере 100% от средней зарплаты, с нынешних 8 лет к 2029 году увеличат до 15 лет.
Кроме средней зарплаты при выплате пособий учитывается и прожиточный минимум. По итогам третьего квартала, ссылаясь на сезонное снижение цен на овощи и фрукты, правительство уменьшило прожиточный минимум в среднем на 67 рублей. Теперь он равняется 9 889 рублям, а минимальные расходы на содержание детей сократились аж на 193 рубля. Никто из чиновников словно и не заметил, что цены на продукты, коммуналку, одежду и обувь становятся всё больше. Этот показатель используется для формирования МРОТ и ряда социальных выплат. И хотя эксперты не склонны думать, что государство пойдет на уменьшение социальных выплат, но секвестрирование прожиточного минимума позволит не повышать пенсии и пособия, а оставить их на сегодняшнем уровне. А что делать? Денег у государства нет. И экономия бюджетных средств опять идет за счет населения.
«Каждый имеет право на жилище», – говорит нам Конституция, что вызывает сегодня улыбку. Даже капитальный ремонт домов, построенных до начала приватизации, государство предпочитает проводить за счёт налогоплательщиков, вопреки утверждённому им же закону, по которому государство должно провести капремонт таких домов за свой счёт. Закон есть, только денег нет.
Право на бесплатную медпомощь у нас тоже есть. Вот только больным приходится брать за свой счёт не только лекарства, а порой и шприцы с бинтами. «У нас всё в рамках выделяемых средств», – вздыхают врачи. «Мы понимаем», – отвечают больные и достают бумажники.
И всё же, каким бы ни было фактическое состояние с обеспечением конституционных прав человека, их декларирование в Конституции позволяет нам верить в то, что со временем они начнут соблюдаться. А наличие у обычного полковника МВД многомиллиардного состояния позволяет нам усомниться в том, что мантра председателя Правительства «просто денег нет» соответствует действительности.
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий