Ковров не особенно богат на памятники архитектуры, зато за свои несколько веков потерял не так уж много исторических зданий. Даже храмы дореволюционной постройки у нас уцелели – случай редкий, если не уникальный. А вот старый вокзал мы навсегда потеряли. Лет 20 назад ковровчане шутили, что если повесить мемориальные доски в честь знаменитых людей, побывавших на железнодорожном вокзале, то на его стенах просто не хватит места. Кто только не ожидал в вокзальных залах поезда и не подкреплял силы в его ресторане! От представителей царского дома Романовых и князей Церкви до великих ученых и знаменитых оружейников – чего только стоят академик Сахаров и творец легендарного автомата Калашников.
Двухэтажное вокзальное здание, всегда окрашенное в зеленоватый и белый цвета, с 19 окнами по фасаду во втором этаже, было построено более полутора веков назад, еще в ту пору, когда станция Ковров не была единым целым с городом. Посреди пустырей напротив еще не сведенных сосен сияло огнями вокзальное здание, как уголок цивилизации железного XIX века. И лишь потом оно оказалось в центре разросшегося в южном направлении города. А на фоне все увеличивающихся числом и размерами многоэтажек стало низким и неказистым.
Сегодня старожилы говорят, что старый вокзал был более уютным, пусть и тесным, но каким-то почти домашним. Возможно, это ностальгия. Но у меня схожие ощущения. В старый вокзал с его сводчатыми залами с колоннами внутри, с выложенными разноцветной плиткой полами и рестораном наверху, откуда всегда проникали на первый этаж соблазнительные запахи, мы всегда приходили, словно к старым друзьям.
Билетная касса на поезда дальнего следования находилась на втором этаже, и, поднимаясь туда по лестнице с крупными, еще не советского стандарта ступенями, потенциальные пассажиры словно проникались значимостью предстоящей поездки в столицу, город на Неве или на вожделенный юг к теплому морю.
Планировка ковровского вокзала изначально обуславливалась делением пассажиров на классы. Их на российских железных дорогах в Российской империи было три (поэтому и вагоны красили в разные цвета – 1-й класс в синий, 2-й – в желтый, 3-й – в зеленый, что увековечено в стихотворении Александра Блока «На железной дороге»). Залов ожидания и буфетов тоже устраивали по три. Ресторан, впрочем, был один, так как «простую» публику из третьего класса туда не пускали.
Покойный Алексей Степанович Дубов, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник ВВС в отставке, длительное время заведовавший музеем Ковровского экскаваторного завода, в Центральном Государственном историческом архиве в Ленинграде нашел документы о постройке ковровского железнодорожного вокзала. Первоначально здание проектировалось несколько иным. Двухэтажными планировали выстроить лишь центральную часть в пять окон по фасаду и боковые флигеля в три окна каждый, а между ними переходы по четыре окна должны были остаться одноэтажными. До сих пор не ясно, когда этот проект изменили – в процессе строительства или уже после ввода вокзала в эксплуатацию. К рубежу XIX-XX веков здание уже точно было двухэтажным.
Неотъемлемой частью вокзального комплекса являлись трехмаршевая лестница с привокзальной площади, а также переходные пешеходные металлические мостики над железнодорожными путями и над проездом к вокзалу и товарной станции. Лестницу в народе называли «царской». Бытовала легенда о том, что ее специально соорудили в мае 1913-го перед предполагаемым визитом императора Николая II. Царь тогда побывал в Коврове, но транзитом: выходил лишь на площадку вагона, на платформу не сходил и по лестнице точно не поднимался.
Теперь и старый вокзал, и лестница, и мостики остались лишь в воспоминаниях, немногих фотографиях и кинокадрах.
Николай ФРОЛОВ