«Деда, пойдем паровозики смотреть!» – в раннем детстве я часто просил своего дедушку идти гулять к железной дороге, которая от его дома на улице Борцов 1905 года была недалеко. Чаще всего мы ходили на путепровод над линией Горьковской железной дороги, откуда и смотрели на проходившие внизу грузовые и пассажирские поезда, электрички и отдельные маневровые тепловозы. Их в ту пору было много больше, чем теперь. Тогда я не осознавал, что это мост над железнодорожными путями. Мне казалось, что под проспектом Ленина, который тогда еще по привычке многие называли улицей Союзной, проходит подобие туннеля.Взрослым трудно понять логику ребенка, и сегодня мне самому вряд ли бы понравилось стоять добрых полчаса на мосту над путями, на ветру, а порой и в дыму, если внизу «выдохнул» черное облако тепловоз. Но в детстве на уходившие вдаль вагоны я мог глядеть почти бесконечно.
Сколько себя помню, в разговорах взрослые, в том числе мои родственники, никогда не употребляли слово «путепровод». Данное сооружение над железнодорожной магистралью в центре Коврова всегда называли Павловский мост.
«Почему Павловский?» – этим вопросом я задался еще, наверное, до того, как пошел в первый класс. Дед, мой тезка Николай Дмитриевич Фролов (в честь него меня и назвали), объяснил, что улица Дегтярева, в которую за Павловским мостом переходил тогда уже проспект Ленина, когда-то давно называлась Павловской. Поэтому так и мост нарекли, тем более что города раньше за этим мостом, где теперь проспект, почти и не было. Такое объяснение меня вполне удовлетворило. О том, почему улица именовалась Павловская, я задумался много позже.
Первоначально в том месте планировался обычный железнодорожный переезд. Когда новые городские кварталы стали расти в южном направлении, вместо переезда появился деревянный мост для движения транспорта и пешеходов. Его и назвали Павловский.
Что же касается нынешнего Павловского моста, то он появился 55 лет назад в 1962 году. В ту пору была проведена электрификация Горьковской железной дороги. Вдоль нее выросли высоченные столбы с контактной сетью для электровозов. Старый деревянный Павловский мост требовалось поднять выше уровня проводов. С учетом растущего транспортного потока было решено выстроить новый железобетонный путепровод. Это массивное капитальное сооружение с 7 опорами и 6 пролетами построили в 1962 году. Центральная опора имеет наибольшую высоту установки, благодаря чему по ней проходит перелом продольного профиля.
За прошедшие пять с половиной десятилетий число машин в Коврове увеличилось в десятки раз, существенно возросла и масса авто. Ежедневно через «Павловский мост» проезжают тысячи автомобилей, с учетом того, что некоторые курсируют туда-сюда. Кроме того, это единственный путь для ковровского общественного транспорта – для автобусов, троллейбусов и маршруток.
Надо отдать должное строителям еще хрущевской поры – Павловский мост построен ими с очень большим запасом прочности, способным выдержать огромные нагрузки. Те же троллейбусы, например, пустили лишь почти 13 лет спустя, но мост оказался приспособлен и для движения электротранспорта. До сих пор путепровод работает фактически без капремонта. Несколько ремонтов, последний из которых проводился в 2005 году, выполнялись в условиях очень жестких ограничений: для целого ряда работ необходимо отключение контактной сети Горьковской магистрали, что серьезно нарушает крайне напряженный график железнодорожных перевозок. Сейчас Павловский мост признан аварийным. Начало его ремонта затянулось уже сверх всякой меры, а между тем без него Ковров окажется парализован.
Но помимо того, что это крайне необходимое городу сооружение, Павловский мост еще и уникальное явление топонимики. Своим народным названием он напоминает о давно прошедших временах.
Николай ФРОЛОВ