Самым первым мостом через железную дорогу Москва – Нижний Новгород стал не Павловский, а переходной мост на станции Ковров. Изначально на станционной территории было устроено несколько путей для разъезда поездов, стоянки грузовых вагонов и движения маневровых паровозов. А также на территории Центральных железнодорожных мастерских – предтечи будущего экскаваторного завода. Ковровчанам, направлявшимся из города в южном направлении и обратно, приходилось бы каждый раз преодолевать рельсовые колеи, что было неудобно и небезопасно. Поэтому почти одновременно со строительством вокзала был построен переходной мост. Его основу составляли металлические конструкции, на которые сверху были положены обыкновенные доски.
В старом Коврове переходной мост и находящийся неподалеку от него крутой склон выемки под пути железной дороги, так называемый Откос, были любимыми местами игр местных мальчишек. Особенно из «Заведения» – как прежде называли жилые кварталы, прилегающие к железнодорожным мастерским. Такое название употреблялось потому, что сами мастерские в городе долгое время называли «Механическим заведением».
В начале 1960-х гг. после электрификации Горьковской железной дороги переходной мост, в отличие от Павловского, который полностью построили заново, был лишь поднят, за счет надстройки опор. А в основе данного сооружения остались балки вековой давности. В тех местах, где под мостом проходила контактная сеть, установили защитные экраны – для того, чтобы никто из шалунов не смог дотянуться до опасных проводов даже длинной палкой.
Во времена СССР переходной мост всегда был под особым присмотром линейной милиции (и, по всей видимости, КГБ), как стратегический объект. Так как Ковров длительное время оставался закрытым для иностранцев, а его оборонные предприятия были засекреченными, фотографировать с переходного моста вокзал, железнодорожные пути и станционное хозяйство категорически запрещалось. Именно поэтому фотографий станции второй половины XX века сохранилось очень немного.
Смотреть на поезда с переходного моста было еще зрелищнее, нежели с Павловского. Совсем маленьким я гулял там вместе с дедом по отцу Николаем Дмитриевичем Фроловым. Вечно что-то мастеривший, он любил напевать популярную в ту пору песню, в припеве которой были слова: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Дед в молодости служил в армии на бронепоездах, а осенью 41-го стал первым командиром бронепоезда «Ковровский большевик», построенного на тогдашних заводах – Экскаваторном и имени Киркижа. Поэтому слова песни дошкольником я воспринимал буквально. Мне казалось, что где-то в глубине ковровской станции на укрытом от посторонних глаз запасном пути действительно стоит ощетинившийся стволами пушек закованный в непроницаемые латы бронепоезд.
Старый переходной мост сломали в процессе строительства здания нового железнодорожного вокзала и реконструкции станции Ковров во второй половине 1990-х гг. Новый мост стал бетонным и значительно выше предшественника. Но старый переходной мост имел свой особенный колорит и был почти уникален.
Николай Фролов