24.04.2018, 09:10

Памятник, который открывали и сносили дважды

Вспоминая уничтоженный памятник Ленину около центрального входа в парк имени В.А. Дегтярева, нельзя не отметить, что всего памятников вождю в Коврове в общей сложности снесли не менее шести, причем один из них еще задолго до развала СССР. Этот самый первый и самый экзотический монумент Ильичу сегодня уже мало кто помнит.
Памятник, который открывали  и сносили дважды
Навсегда запомнил солнечный жаркий летний день, кажется 1974 года, когда дед после прогулки по парку экскаваторного завода подвел меня к памятнику Ленину справа от входа со стороны площади Свободы и голосом, полным торжества, сообщил: «Раньше здесь стоял царь. А потом царя скинули. И теперь на его постаменте – Владимир Ильич! Это мы, рабочие, его поставили. Я и мой отец, а твой прадед, здесь при открытии были. Один из первых ленинских памятников во всем Союзе. Гордись этим!»
Памятник, который открывали  и сносили дважды

Тогда я думал, что царь на постаменте тоже стоял во весь рост, причем не кто иной, как последний самодержец Николай II, потому что именно про него говорили, что его «скинули». И много позже, когда маститый краевед Виталий Александрович Григорьев впервые показал мне открытку 1912 года с памятником императору Александру II в Коврове, очень удивился, увидев, что он, в отличие от Ленина, оказался всего лишь бюстом.
Памятник, который открывали  и сносили дважды

Очень жалею, что памятник Ленину, стоявший на царском постаменте, никогда подробно не рассматривал. Казалось, что он вечный. Про него говорили – один из первых в СССР, им гордились. И когда его вдруг снесли, то для многих ковровчан это был почти что шок. Накануне празднования 200-летия Коврова городские власти решили, что монумент Ильичу должен быть более масштабным и уж точно не на бывшем царском основании. К тому же постамент под бюст неважно гармонировал со статуей в полный рост. А во время первомайских и ноябрьских демонстраций главный Ленин Коврова оказывался в «хвосте», осеняя своей поднятой рукой уже прошедшие мимо трибуны с городским начальством колонны трудящихся.
Памятник, который открывали  и сносили дважды

И исторический памятник убрали, соорудив вместо него рядом со второй школой нового, более крупного Ленина на высоком постаменте. Именно потому, что участь старого Ленина на площади Свободы уже была предрешена, а нового еще не поставили, в изданный к 200-летнему юбилею Коврова фотоальбом главный Ильич города оружейников не попал.
Памятник, который открывали  и сносили дважды

Памятник-бюст Александру II на бывшей Ильинской площади торжественно открыли 30 августа 1912 года. Председателем комиссии по его установке был гласный городской думы и ковровский уездный предводитель дворянства Николай Васильевич Култашев – «хозяин уезда» в третьем поколении и внук крепостной крестьянки, с которой у его деда-офицера был роман. Поводом для установки памятника царю-освободителю стало отмечавшееся в феврале 1911-го 50-летие отмены крепостного права. Однако непосредственно к юбилею, как водится, не успели. Благодаря наличию царского памятника, в то время вообще единственного монумента в городе, Ильинская площадь стала Александровской.
Памятник, который открывали  и сносили дважды

Но ненадолго. Уже в начале 1918 года Александровскую площадь в духе революционных веяний переименовали в площадь Свободы, царский бюст убрали с постамента (его судьба неизвестна), на него водрузили красный флаг. После смерти В.И. Ленина по всей стране началось сооружение памятников вождю. Не остался в стороне и Ковров. В 1925-м в городе открыли первый памятник Ленину, использовав для этого вакантный царский постамент, украсив последний изображением серпа и молота. Кстати, подобная практика была не уникальной. Точно так же на царском постаменте открыли памятник Ленину и во Владимире на Соборной площади – в отличие от ковровского он сохранился до сих пор.
Памятник, который открывали  и сносили дважды

Открывали первый ковровский памятник Ильичу не менее торжественно, чем царский бюст. С тех пор на 53 года он стал главным монументом Коврова, а потом – легендой.
Николай ФРОЛОВ

Оставить комментарий