В отличие от соседнего Иваново, буквально наводненного конструктивистскими постройками, Коврову не так повезло с этим стилем. По сути, эпоха конструктивизма в Коврове закончилась, так и не успев начаться. Активное многоэтажное строительство в городе началось в первой половине 1930-х, когда в столице уже назревал запрет авангардных течений в искусстве. Что ж, тем ценнее то, что осталось, и сегодня мы предлагаем вам прогуляться по Коврову конструктивистскому.Самые, пожалуй, известные образцы конструктивистской архитектуры в Коврове – три дома-коммуны (Абельмана, 19, Октябрьская, 15, Социалистическая, 10), построенные в начале 1930-х советским архитектором Павлом Ивановичем Клишевым. Он приехал в Ковров в 1925 году как приглашенный специалист для создания проекта застройки рабочего поселка «Красный металлист» при Инструментальном заводе №2 (нынешний ОАО «ЗиД»).
Вскоре по его проекту в поселке выросли десятки деревянных домов, а в 1929 г. – первый дом-коммуна на улице Буденного (нынешней ул. Социалистической). Спустя несколько лет на ул. Абельмана напротив площади Свободы появился его двойник. Однако самая грандиозная стройка развернулась на ул. Октябрьской – здесь под руководством Клишева вырос конструктивистский гигант на 400 квартир.
Помимо необычного внешнего вида, детища Клишева отличались невиданным по тем временам функционалом. Например, в доме на Октябрьской были устроены первая в городе механизированная прачечная, кооперативная сапожная мастерская, красные уголки, драмкружок, хор народной песни, оркестр народных инструментов под руководством известного в городе музыканта Василия Жирова, курсы подготовки молодежи на рабфак, база ОСОАВИАХИМа… Впрочем, дом на Абельмана, прозванный в народе «комсомольским», был не менее новаторским – в нем были собственные столовая и магазин, а в угловой башне располагались библиотека с читальным залом и кинозал.
Напротив дома-коммуны на Социалистической в 1930 году открывается конструктивистское здание клуба рабочих-металлистов того же инструментального завода. Помимо различных секций для досуга, в нем разместили радиоузел, что позволило радиофицировать все дома «Красного металлиста». В 1932 году умирает Андрей Михайлович Бурухин, один из первых директоров завода, и новому клубу присваивают его имя. Сейчас это учреждение известно как ДК им. Дегтярева.
И снова конструктивизм, и снова инструментальный завод. На сей раз – фабрика-кухня, выстроенная в 1930 г. на пустыре возле дома купца Лещева на улице Абельмана (Абельмана, 1). С началом индустриализации появилась острая потребность в предприятиях общественного питания, способных обслужить большое количество людей. И фабрики-кухни стали вырастать в самых разных городах страны. По воспоминаниям старожила Коврова Дины Семеновны Сороки, в ковровской фабрике-кухне, находившейся в ведении инструментального завода, были две кухни – общая и для приготовления диетической еды, кабинет диетолога, душевая и прочие новаторские по тем временам вещи.
А теперь предлагаем отправиться в южную часть города и обратить внимание на детище другого промышленного гиганта Коврова – экскаваторного завода. В 1933 г. городские власти выделяют КЭЗу участок для жилищного строительства на самом конце ул. Союзной (современный проспект Ленина). Так возникает конструктивистский поселок «Экскаваторщик», состоящий из целого комплекса трех-этажных бело-розовых шлакоблочных домов.
Как вспоминает Е. Черяпкина, внутри они представляли собой коммунальные квартиры на три комнаты с общими кухней и застекленной террасой. Застройка велась по всему периметру квартала, и в обширных дворах новых домов было устроено целое хозяйство со множеством служебных построек. Главным домом Экскаваторщика считался 4-этажный дом №68 по улице Лопатина. Этот угловой дом, представляющий собой классический образец конструктивизма, был к тому же самым большим в поселке.
Однако дальнейшая судьба Экскаваторщика была отнюдь не радужной. В 1985 году начался массовый снос трехэтажных шлакоблочных домов – к тому времени они уже успели изрядно обветшать. Кроме того, у ковровских архитекторов были большие планы на эту территорию – здесь должен был пройти грандиозный бульвар от парка им. Дегтярева до улицы Кирова. В результате от некогда обширного поселка остался лишь главный дом (Лопатина, 68), который сейчас смотрится еще более необычно на фоне своих соседей.
Судьба ковровского конструктивизма оказалась сложной. Два дома-коммуны работы Клишева, хотя и требуют ремонта, все же пока еще «живы». А вот их собрат на Октябрьской, прозванный в народе «пятым домом», по старой нумерации, уже не стоит, а достаивает. Фабрика-кухня на Абельмана впоследствии превратилась в ресторан «Россия», сгоревший в 1985 г. В результате от некогда крупного здания остался лишь левый корпус – впрочем, недавно его фасад покрасили и обновили. Поселок «Экскаваторщик» остался лишь на старых фотографиях да в памяти старожилов, кроме главного дома. Наиболее благосклонно судьба отнеслась к бывшему клубу металлистов – ДК им. Дегтярева, который и сейчас радует глаз прохожих.
Справедливости ради надо сказать, что и в большинстве других городов конструктивистские постройки были либо испорчены переделками, либо вовсе уничтожены людьми и временем. Так что тем ценнее сейчас то, что у нас осталось.
Денис ГРАБКИН
Фото из архива историко-мемориального музея и Романа Китаева