По статистике, каждый год из Коврова уезжают две трети выпускников школ – штурмовать иногородние престижные вузы. Большинство успешно поступают и, получив диплом, в родной город уже не возвращаются. Как удержать молодёжь в Коврове? В Ковровской технологической академии считают, что работать над этим вопросом надо комплексно и с дальним прицелом. И начинать со школьников. Для них три года назад здесь открылся Центр инновационного развития. Цель: помочь старшеклассникам получить дополнительное образование, дать представление о специальностях академии и о предприятиях города.
На пересечении желаний и возможностейО работе Центра «КВ» рассказала его руководитель, начальник отдела довузовской подготовки и профориентации, кандидат химических наук Ирина Шварёва.
Итак, идея родилась очень давно, но реализовать её удалось в 2015 году. За это время количество курсов (так называются занятия) выросло с 8 до 18. Центр – воплощение сетевого взаимодействия «школа-вуз-предприятие». Налажено сотрудничество с управлениями образования и школами города и района. Сотрудники Центра выясняют, какие направления интересны ребятам, а преподаватели (к слову, со школьниками занимаются кандидаты и доктора наук) прикидывают, что они могут реализовать в аудиториях и лабораториях КГТА. На пересечении желаний и возможностей формируются курсы. Основа уже сложилась, но в зависимости от требований времени, условий, пожеланий школьников и педагогов каждый год вносятся небольшие изменения в программу. Один из её элементов – экскурсии на предприятия, чтобы дети уже сейчас видели перспективу своего профессионального роста в родном городе. И не только на заводы: например, те, кто занимается по экономическому направлению, посещают банки, финансовые организации. Основная аудитория – учащиеся 9-10 классов. 11-классники тоже приходят, если у них есть возможность – они вплотную заняты подготовкой к ЕГЭ. Но, например, занятия по робототехнике можно посещать уже 6-классникам. Курсы по химии начинаются с 8-го класса, когда с этим предметом впервые знакомятся в школе. На одном курсе может быть несколько групп – в зависимости от возраста и уровня подготовки.
Три направления подготовкиКурсы сгруппированы по направлениям: естественно-научное, инженерное и социально-экономическое. Поскольку вуз технический, упор делают на первые два. Инженерный блок – самый важный. В него входит, например, курс «История российского оружия». Он проходит на кафедре «Машиностроение», где готовят конструкторов стрелкового оружия. Там ребятам много рассказывают не только о его истории, но и о создателях, о современной продукции наших заводов.
«Образовательная робототехника», где изучают основы конструирования роботов, – очень популярное сейчас направление. Программа «Умные вещи» рассказывает, как устроены всевозможные приборы, которыми мы пользуемся в быту. «Программирование и наладка станков с ЧПУ» проходит в учебном классе, где всё оборудование можно «пощупать» и познакомиться с его работой.
Естественно-научное направление включает курсы «Химический эксперимент», «Решение расчётных химических задач», «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Профильное программирование».
В социально-экономический блок объединили курсы, связанные с экономикой, финансовой грамотностью, профориентацией и различными аспектами психологии личности. А также два курса, которые стоят особняком: «Человек в мире культуры» и «Ноосферные беседы в «Школе природы»». Подробную информацию о программе всех курсов можно найти на сайте КГТА в разделе «Школьнику». Также в сентябре её направят в школы вместе с утверждённым расписанием.
Не ЕГЭ радиВ основе большинства курсов – предметы, которые дети изучают в школе (химия, физика, математика и другие). Но они не дублируют школьную программу, не «натаскивают» на ЕГЭ. Их цель – заинтересовать той или иной наукой, дать дополнительные знания, помочь понять собственные склонности и интересы и в итоге определиться с будущей профессией. Хотя учиться в школе благодаря такой подготовке им тоже будет легче. Ценно, что у КГТА есть база – лаборатории, мастерские, класс симуляторов стоек станков ЧПУ.
Каждый преподаватель корректирует программу в зависимости от пожеланий аудитории: подготовиться к олимпиадам, изучить темы, которые не проходят в школе, создать конкурсный проект. А тем, кто надумает поступать в академию, будет легче учиться. И не только потому, что у них будет больше знаний. Во-первых, они будут знать, что скрывается за непонятными для других школьников названиями специальностей. И точно выберут «свою». А во-вторых, у них не будет психологического барьера, страха перед неизвестным – они придут в уже привычные стены, увидят знакомых преподавателей.
Занятия в Центре инновационного развития стартуют обычно с 10-15 октября. Можно записаться сразу на несколько курсов и спустя некоторое время выбрать один. А можно продолжать посещать несколько. Все занятия бесплатные, посещение свободное. Если ученик успешно прошёл хотя бы две трети занятий, ему в мае (по итогам курса) преподаватель торжественно вручит сертификат за подписью ректора. Подробности и телефон для связи – на сайте КГТА.
Записала О. АБРАМОВА