02.10.2018, 10:17
Мечтать не вредно, вредно не мечтать
Какой должна быть современная школа, чтобы в ней хорошо жилось и ученикам, и педагогам? Что в ней стоит изменить прямо сейчас, не дожидаясь наступления светлого будущего? Такой вопрос в преддверии Дня учителя мы задали ковровчанам, так или иначе тесно связанным с образованием. И вот что они предложили, не вдаваясь в высокие материи и не оглядываясь на положительный опыт европейских стран. Исходя просто из собственного опыта.
Марина, учитель: «Что изменить в современной школе? Прежде всего, отношение к учителю. Авторитет у него занижен: администрация образовательного учреждения его не ценит достаточно, вышестоящее начальство тоже. Я отработала в школе 38 лет. Раньше шли мы, педагоги, 1 сентября в свою школу с праздничным настроением. Потому что работа была праздником. Планировали, как сделать уроки хорошими, качественными, интересными. Сейчас после каникул идем на День знаний с тяжелым грузом на сердце. Потому что профессиональный интерес утрачен, ведь с нас в первую очередь требуют что угодно, но не урок.
В этом году нашу школу покинуло 15 педагогов. Некоторые устроились работать в московские школы. Не только из-за высокой зарплаты (за труд на полторы ставки там платят 100 тысяч рублей). В тех школах работать спокойнее: нагрузка меньше, к тому же учителей не дергают по пустякам, атмосфера добросердечная.
У меня в прошлом году нагрузка как у предметника была небольшая, но работала социальным педагогом, ответственным за питание. У тех, кто помоложе, и по сорок часов набиралось. Хоть выматываешься, но иначе не проживешь. Получила выслугу и вместе с четырнадцатью другими педагогами ушла из родной школы. Теперь работаю бабушкой. Год-другой повожусь с внуками, наберусь сил. Потом надеюсь вернуться в школу. Вряд ли там будут кардинальные изменения в лучшую сторону. Надеюсь хоть на что-то».
Ольга, родитель: «У нас многообразие современных учебников. Их то и дело переписывают, дополняют. Все здорово, но... Сравниваю учебники с теми, которые были в свое время у меня. Язык в современных сложноват. Если на уроке моему ребенку по каким-то причинам не объяснили тему – болел, был на олимпиаде, на соревнованиях – не всегда он может самостоятельно разобраться в написанном. Раньше в моей школе для учителя не было проблемой поговорить с детьми на перемене или остаться минут на пятнадцать после уроков. И зачастую он сам был инициатором. И отличники, и двоечники не считали зазорным обращаться к нему. Теперь такого нет, во всяком случае в школе, где учится моя дочь. Звонок прозвенел – учитель встал и вышел из класса.
Если ты чего-то не понял и стеснялся при одноклассниках на уроке руку поднять, если характер не позволяет учителя «достать» помимо урока, если хочешь узнать немного больше, а элективы и факультативы есть не по всем предметам, – иди к репетитору. Думаю, неправильно это, когда родители платят деньги репетитору, потому что ребенок не понял тему. Я хотела бы в школу вернуть модель тесного общения предметник – ученик, чтобы учитель был доступным. В первую очередь учитель должен быть для ученика, а уж потом – для всего остального».
Дмитрий, выпускник ННГУ им. Лобачевского по специальности историк: «Педагогическую практику я проходил в нескольких школах. Внимание практиканту везде уделяли, отношение было благожелательное: старшие учителя бывали у меня на уроках, объясняли, подсказывали. А вот с техническим оснащением учебных классов не везде хорошо. В данном случае говорю не о ковровской школе №21, это одна из лучших школ города. Удивило меня, что в кабинете истории одной из нижегородских школ нет элементарного проектора. Из оборудования – только компьютер рядом с учительским столом. Уроки истории, как, впрочем, и общество-знания, и литературы, постоянно требуют иллюстративного материала. Распечатывать заранее его бессмысленно и разоришься. К тому же, когда я сдавал ЕГЭ, там были задания графического плана – распознать по иллюстрации объекты. Требования есть, значит, нужно обеспечивать каждую российскую школу мультимедийным оборудованием».
Ирина, заместитель директора школы по воспитательной работе: «Хочется, чтобы наша образовательная система давала возможность контактировать с детьми и пусть частичную, но свободу выбора. 5-10 лет назад я могла работать по четкому плану, выстроенному на неделю или месяц вперед. Теперь в начале недели не могу пообещать классному руководителю, что приду к нему на внеурочное мероприятие, предположим, в пятницу. Почему, спросите вы. Да потому что слишком много пишем отчетов, слишком много дел появляется вдруг, по распоряжению сверху. И требуется все выполнить срочно. Не спорю, всю информацию нужно донести до школьников, обо всем поговорить и во всем принять участие. Однако хочется отвести каждому мероприятию свое время, чтобы сделать их на совесть, а не для галочки».
Павел, десятиклас-сник: «Я хотел бы ходить в школу не шесть дней в неделю, а пять. Все равно на буднях нас приглашают то ко второму уроку, то к третьему. Пусть бы составили расписание по-другому, более удачно. В старших классах мы могли бы посвятить субботу репетиторам, самообучению, отдыху. Да, хочется и отдохнуть от большой школьной нагрузки. Съездить в театр, куда-нибудь на экскурсию, поучаствовать в городских мероприятиях, которые часто выпадают на субботу. Воскресенье же уходит на подготовку к следующей учебной неделе.
Еще хочу, чтобы в нашей школе бурлила общественная жизнь: КВНы, спектакли, капустники какие-нибудь. Знаю, в других школах это есть. У нас – проблема.
В нашей школе часто бывает, что мы вынуждены проситься к своему же педагогу на репетиторство за деньги и проходить непонятый на уроке материал. Почему бы ему в классе доступнее не объяснить или не предоставить возможность задавать вопросы в дополнительное время?»
Если сложить все мнения наших респондентов и прибавить к ним высказывания, которые не уместились на газетной странице, получилась бы замечательная картинка. Готовое руководство к действию «Как сделать современную школу эффективной во всех отношениях». На заметку чиновникам от образования.
Записала
О. АРТЕМЬЕВА
Поделиться
Facebook
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Оставить комментарий