18.12.2018, 08:53

Странствующие рыцари наживы

Хопряк со своей ховрейкой бряют в рыму у самодура, а нам хлить и хлить. Потому как без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана...

Странствующие рыцари наживы

Давным-давно столь странными фразами говорили между собой ковровские офени, или, по-другому, ходевщики, коробейники, торговцы. Их особый язык слышали по всей России от Сибири до Кавказа. Многие километры проходили они со своим товаром: лентами и платками, книгами и лубками, зеркалами и пуговицами. Офеням новую экспозицию посвятил районный историко-краеведческий музей.

Ой, полным полна моя коробушка!
Родиной офенского промысла был Ковровский уезд – села Алексино, Лучкино, Шапкино с окрестными деревнями, села и деревни на границах Ковровского и Вязниковского уездов. Чтобы заработать на хлеб насущный, в прошлых столетиях тысячи крестьян оттуда выбирали для себя разные ремесла или отхожие промыслы. Именно здесь впервые появились офени. Летом они занимались полевыми работами, а осенью и зимой перепродавали заранее закупленный товар в дальних уголках. На вырученные средства жили. Это был хорошо развитый промысел.

Офени составляли довольно-таки замкнутую категорию людей, своего рода товарищество. Скрывая коммерческую тайну от конкурентов, от посторонних лиц, они создали искусственный язык, который позже стал предметом изучения словесников. У Владимира Даля есть отдельный офенско-русский словарь, который включает более полутора тысяч слов. Пользуясь им, нам удалось составить первую фразу повествования: «Господин со своей барыней обедают дома у самовара, а нам идти и идти, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда». Она как бы выхвачена из диалога двух офень, отмеряющих километр за километром в поисках покупателей.
Труд офень был не лишен романтизма, однако тяжел и опасен. Бывало, что коробейник со своего промысла домой не возвращался, застигнутый в дороге разбойниками.


Странствующие рыцари наживы

Добраться до самых вершин
В первой половине XIX столетия значительна роль офень в освоении Сибири – основного пути продвижения их торговли. Примечательно, что некоторые из простых коробейников способствовали развитию ее экономики.
В первую очередь здесь надо сказать об уроженцах деревни Красная Грива Ковровского района Алексее и Елене Морозовых. Крестьяне по происхождению, они благодаря офенству скопили денег, в 1859 году выкупились из крепостной зависимости и покинули Владимирскую губернию. В сибирском городе Бийск со временем они стали купцами I гильдии.
Основным предметом торговли Морозовых был хлеб. Но на этом они не остановились. Открыли в городе первую электростанцию, основали пароходство в Горном Алтае, первыми стали торговать в Монголии.

Долгое время в Бийске не могли достроить Троицкий кафедральный собор. И тогда Алексей Морозов в родной Владимирской губернии стал собирать средства у купцов и промышленников. Зачастую те жертвовали не деньги, а товар. Морозов перепродавал его на Алтае, разница шла на строительство церкви. За несколько лет она была возведена. В благодарность за это деяние во время бийских ярмарок именно торговые ряды Морозова архиерей окроплял святой водой.

Гадаловские миллионы
Купцы Гадаловы – тоже разбогатевшие крестьяне-офени родом из деревни Рябинницы, что рядом с селом Санниково. Один из гадаловских пароходов «Святой Николай» получил всероссийскую известность. На нем плавал и цесаревич Николай Александрович, и вождь пролетариата Владимир Ленин. На пароходе создан музей, рассказывающий о годах ссылки Владимира Ильича.

Странствующие рыцари наживы

Основной бизнес Гадаловых в Красноярске – золотые прииски. За 15 лет только на одном из них добыли более тонны золота. Так что на самом деле известный роман Мамина-Сибиряка надо было бы назвать не «Приваловские миллионы», а «Гадаловские миллионы».
Потомки рода Гадаловых и сейчас живут в России и в Австралии. Несколько лет назад в Ковровский район на историческую родину из Санкт-Петербурга приезжала Наталья Баскакова, правнучка Николая Герасимовича Гадалова. Она увезла из Рябинниц частицу земли, а в руинах санниковского храма поставила свечу с гадаловского погоста из Красноярска. В память о своих предках.

Из кладовых забвения
Историю об офенях Ковровской земли поднял Историко-краеведческий музей поселка Мелехово. Здесь открылась новая экспозиция под названием «Офени: загадка ковровских коробейников». Произошло это благодаря гранту за областной конкурс творческих музейных проектов, в котором музей стал одним из победителей. Особую благодарность музейщики выражают отцу Роману, подарившему музею несколько литографий. Одна из них произведена в 1978 году во Мстере и дает представление о том, чем торговали наши офени.

«Экспозиция с мастер-классом по изготовлению лубка (изображения с подписью) станет одним из элементов нашего культурно-туристического маршрута, который включает в себя также посещение села Павловское с Усадьбой двух генералов – одного из бывших центров офенской торговли», – рассказала директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова.


Добавим, что в рамках творческого проекта одновременно с созданием новой экспозиции Николаем и Эллой Фроловыми была написана книга «Офени: загадка ковровских коробейников». На торжественном открытии экспозиции каждый из присутствующих получил такую книгу в подарок.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий