15.01.2019, 10:05

Свет! Камера! Мотор! Снято...

«Киностарт» – это фестиваль любительского кино, который традиционно проходит в декабре. На него отправили свой короткометражный художественный фильм ковровские десятиклассницы Ольга Ивлева и Дарья Венедиктова. Их киностарт был резким и одновременно сильным рывком. Девчонки, которые никогда не занимались в детских киностудиях, взяли фестивальный Гран-при.

Свет! Камера! Мотор! Снято...

Даша-Оля плюс мамы
Начать надо с того, что впервые Оля и Даша соприкоснулись с кинотворчеством четыре года назад в детском загородном лагере, где каждому отряду было задано снять какой-нибудь сюжет. На всех – простенькая видеокамера, причем детям в руки ее не давали. Только вожатые могли работать операторами. Ребята же стали сценаристами, режиссерами, актерами, помощниками на все руки.
Девочкам очень понравился творческий процесс. И вскоре они вернулись к этому делу. Уже самостоятельно. Мама Даши выступила в роли продюсера. Девочки очень благодарны ей за новую видеокамеру и все, что к ней прилагается. Мама Оли – фотограф, она стала техническим консультантом. Взрослые берут на себя и организационные моменты: четко, по минутам, распределяют рабочее время съемок, решают злободневные вопросы. Остальное – за юными дарованиями.

Свет! Камера! Мотор! Снято...

Доброе утро, тетя!
Как-то из интернета наши героини узнали о фестивале детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» в «Орленке». Участникам – бесплатная путевка. Так девчонки впервые рискнули заявить о себе как о кинематографистах-любителях.
– Мы выбрали тему о любви и взаимопонимании, которые должны быть в семье. Девочка-подросток переезжает на жительство к тетушке, – наперебой рассказывают Оля и Даша. – Поначалу не идет на контакт с родственницей. Эмоции юной героини мы передали через сны, за время всего фильма она не произносит ни слова, за исключением финального кадра, где желает тете доброго утра. И здесь-то становится понятно, что женщина смогла подобрать к племяннице ключик. Вот такую информацию к размышлению мы предложили зрителям.

Свет! Камера! Мотор! Снято...

Теперь девочки понимают, что делали фильм, нарушая практически все каноны кинематографии. По наитию. Точно знали только, как включать-выключать камеру и пользоваться зуммом. Смонтировали свою картину за день, пользуясь программой монтажа из интернета. На удивление фильм набрал много баллов, и в «Орленок» они попали. Проходили там мастер-классы, учились у корифеев кинематографии.

Свет! Камера! Мотор! Снято...

Звезды сошлись на «Трудном детстве»
Получается, что на «Киностарт» Оля и Даша предоставили свою вторую по счету работу. Это была 10-минутная картина «Трудное детство». Создали ее по мотивам произведения Анатолия Приставкина «Фотографии». Обработали душевную историю о военных временах, и «получилось довольно мило, несмотря на всю печаль, которой она пронизана». Продлили сюжет, пофантазировав, как главный герой вырос и рассказывает историю семьи своему внуку, случайно нашедшему заветный фотоальбом.
Юных актеров подбирали из театральных студий города. Семилетняя Лариса Жирнова – звездочка из «Забавного театрика» Романа Ляпина, Антон Герасимов – из студии «Времена» при общественной организации «Дети войны 33». На съемках они увидели друг друга в первый раз и сразу сдружились, несмотря на разницу в возрасте. Как брат и сестра они идеально смотрятся вместе, зрители это подтвердили. Ну а единственную роль взрослого взял на себя дедушка Даши, Анатолий Венедиктов.

Как любители делают кино
В основном «Трудное детство» снималось в лагере «Березка». В выходные. Зимой он открыт для отдыха ковровчан. В одной из комнат надо было создать атмосферу детдома 40-х годов прошлого века.
– Мы попросили у начальника лагеря самую страшненькую комнату, чтобы краска потемнее на стенах, кровати постарее. Остальное декорировали, – наперебой рассказывают Оля и Даша. – Натащили из дома одеял, простыней, занавеску на окно. Один страшный косяк у декораторов все-таки случился – в кадр попал современный пластиковый стеклопакет. На «Киностарте» члены жюри назвали это самым большим минусом. А самый большой плюс – удачно выбранная история и ее подача.

Свет! Камера! Мотор! Снято...

Стоял февраль. Достаточно много сцен снималось на улице, и группа провела там не один час. Так сказать, вжилась в атмосферу рассказа Приставкина, где детей холод пробирал до костей, а подушка в окне покрывалась пышным инеем. Работа захватывала с головой, никто не замечал дурной погоды, даже Даша, которая была больна.

Отойти от «бытовухи» и «ералаша»
География фестиваля «Киностарт», который продвигает именно семейное кино, была довольно обширна. Сюда съехались представители разных возрастов из Владимирской, Московской, Нижегородской, Воронежской областей. К сожалению, Оле и Даше удалось посмотреть мало чужих фильмов. Из просмотренного запомнилась и понравилась картина пожилого дядечки из Подмосковья под названием «Детство олигарха».
– Насчет короткометражек, которые делают наши ровесники, противоречивое впечатление. Некоторые поднимают очень серьезные темы и «копают» глубоко, отойдя от «бытовухи» и «ералаша». К тому же, выигрывают не только по сюжету, но и с технической стороны. Некоторые фильмы любительские и даже слишком. Мы обратили внимание, что студии, где занимаются ребята, – не всегда гарант качества. «Вау» от зрителя может не быть. Особенно если камера в руках оператора трясется или актеры в шикарных костюмах играют с каменными лицами.
Следующую свою кинокартину наши героини снимут не на конкурс. Для собственного удовольствия. А потом девочки пойдут в 11 класс, тогда сам бог велел сделать фильм к выпускному. На память.
О. АРТЕМЬЕВА