22.01.2019, 09:26

Забил пипетку, жизнь удалась

В последнее время все чаще обнародуются случаи употребления подростками запрещенных препаратов. Нередко это происходит после какой-нибудь трагедии. Как, например, недавняя гибель девочки-подростка, отравившейся газом от зажигалок.

У семи нянек...
Накануне Нового года в администрации заседала антинаркотическая комиссия. Ее члены обсудили проблему употребления несовершеннолетними алкогольной продукции, наркотических и психотропных средств. Уделять пристальное внимание этой проблеме заставляет реальность. За 11 месяцев 2018 года было составлено 247 протоколов по факту употребления: 15 случаев – наркотиков, 16 – психоактивных веществ (ПАВ). На учёте комиссии по делам несовершеннолетних состоит 13 потребителей наркотиков и ПАВ. Из них 5 школьников, остальные – учащиеся колледжей. И 97 потребителей алкогольной продукции: 53 школьника и 44 – учащиеся колледжей.

На профилактическом учете в полиции состоит 241 подросток. Среди них с «диагнозами»: алкоголизм, наркомания, немедицинское употребление психоактивных средств, газа из газовых зажигалок, несистематическое употребление алкоголя.


По информации заведующего наркологическим диспансером Н. Шарова, в последнее время обозначилась проблема полинаркомании. То есть наркоманы употребляют не конкретный вид «зелья», а любой доступный. Также наркологи стали регистрировать случаи употребления кокаина.
Н. Шаров отметил, что произошел ряд изменений в приказах, на основании которых работает диспансер. Теперь на учет могут быть поставлены граждане исключительно по собственному желанию, даже если факт употребления ими наркотиков подтвержден врачами. Вероятнее всего, это приведет к улучшению статистики, но, увы, не ситуации.

Профилактика или отчеты?
Директором одной из школ было отмечено, что в настоящее время в триединой задаче школы – обучение, воспитание, развитие – очевиден крен в сторону воспитания. Причем не в плане культурно-массовых мероприятий, а именно в сторону 24-часовой профилактической работы. Тут и взаимодействие учителей и полицейских, и постоянный контроль за учащимися, и еще большое количество методов профилактики. Вопрос, насколько они действенны в реальности, а не в отчетах? Например, школы сообщают, что отслеживают активность подростков в социальных сетях. Отчего тогда социальные сети ковровских школьников-старше-классников нередко содержат фотографии из разряда «забил пипетку, жизнь удалась», где на изображении подросток раскуривает сигарету явно не заводского производства? Неужели ни у школы, ни у родителей, ни у правоохранителей к таким фотографиям вопросов не возникает?
Мы решили спросить у родителей школьников старшего и среднего звена, какую профилактическую работу проводят у них в школах и какой профилактики они ждут от учебных учреждений?

Ирина, 36 лет. У меня впечатление, что задача классного руководителя в сегодняшней школе – держать в «тонусе» школьников и родителей. В классе сына поощряется и провоцируется стукачество: кто что сказал, что сделал, с кем гуляют, где, о чем говорят. Зачем учителю с детьми сближаться, если эти осведомители всю нужную информацию предоставят. Дошло до того, что дети уже одноклассникам не доверяют, друзей предпочитают заводить из других школ.
О какой классной дружбе, сплоченности речь? Чуть что – замечание в дневник, звонок маме или вызов в школу. Начинаешь разбираться, проступок пустяковый. При таких методах о какой профилактике может идти речь. Я уже переживать начинаю, как бы не перегнули палку. Для ребенка постоянный пресс – стресс.


Елена, мама двух дочерей. За десять лет обучения ни на одном классном собрании классный руководитель не обсудил с нами этих злободневных тем. Да и детям вряд ли о вреде всей этой бяки кто рассказывал. У нас в классе никто не курит, говорит она. Какое не курит? Работаю рядом и вижу, как в перемену или после уроков полкласса по подворотням ближайших зданий на перекур рассредотачивается. Мне кажется, им проще проблему не замечать, чем пытаться ее решать. Хотя родители тоже хороши. Многим на школьную жизнь детей вообще наплевать. Работой и занятостью прикрываются. Учитель вроде хочет совместное мероприятие организовать, помощи просит, а натыкается на безразличие с их стороны.

Ольга, 42 года. У нас в школе работа антинаркотическая ведется давно. Пару лет назад администрация жестко пресекла распространение среди школьников курительных смесей. Как уж они всех «участников» вычислили, я не знаю, но разобрались с проблемой оперативно. Сын рассказывает, до сих пор дети это помнят. Даже те, кто покуривает, в школу сигареты не приносят. В самом здании не забалуешь, школьный двор тоже полностью просматривается. Да и классный руководитель или родительский комитет, чуть возникают какие вопросы или «сигналы», сразу родителей информируют.
Сергей, 46 лет. Моя матушка больше 40 лет проработала в школе. И я отлично помню, как она регулярно после уроков оставалась с троечниками, по выходным к себе домой их приглашала, чтобы те хорошо закончили год. Ей и самой стыдно за такие показатели было, да и руководство успеваемость контролировало. Сегодня успеваемость – забота родителей, читай – репетиторов. Помню, как пацаны из ее класса с кем-то подрались, причем во внеурочное время. Так в первую очередь со школы, с классного руководителя за это ЧП «три шкуры» содрали. Парней на поруки школа взяла, весь педсостав за них ответственность нес, с их родителями профилактические беседы вели, наставляли, как детей правильно воспитывать. Если сравнивать, лет 15-20 назад школа играла гораздо большую роль и в воспитании школьников, и в профилактике их дурных поступков. Неплохо бы и сейчас обратиться к положительному опыту прошлых лет.
У. КРАЙНОВА