От простых гаражных самодельщиков 30-летнего ковровчанина Ивана Голубева отличает диплом робототехника и способность использовать опыт в инженерной работе. Изобретательство для Ивана – профессиональное хобби. Вот что он рассказал.
На мопеде с 12 лет
– С детства меня интересовала техника. Родители, видя такое увлечение, записали в авиамодельный кружок. Ничего особенного оттуда не припомню, сделал, кажется, пару планеров. А вот в радиокружок ходил дольше и паять сложные схемы нравилось больше.
С появлением в моей жизни мопеда «Карпаты-2» все силы и карманные деньги стали уходить на ремонт и апгрейд «железного коня». Зато катался на нём даже зимой, просто обмотав колеса цепями. Мопеды во дворе имелись у нескольких ребят, катались вместе, ездили летом купаться или просто на природу. Мопед служил основным транспортом, на нем добирался на турбазу к родителям, на дачу, гонял по разным поручениям.
Какое-то время возился с дядиным мотоциклом «Восход 3», пока в 16 лет не сдал на права и не стал владельцем собственного мотоцикла с коляской «Днепр». Хотя все друзья катались на «Явах», мне показался интересным именно «Днепр». Тем более попалось выгодное предложение – взяли два мотоцикла за 3 тыс. рублей. Один – основной, второй под запчасти. В те времена мы проводили время как настоящие байкеры, выезжали в город выпить кофейку, собирались в гаражах обсуждать технические вопросы, путешествовали, посещали рок-концерты и мотофестивали. К слову, сейчас у меня Suzuki GSX 1200 Inazuma в неплохом тюнинге, сделанном собственноручно.
В академии интересно слушать умных людейВ КГТА на специальность «Роботы и роботехнические системы» шел сознательно. Не хотел уезжать из родного города, где все так привычно. Тем более на курсе повезло оказаться с тремя одноклассниками. Учебу теперь вспоминаю только с положительной стороны. Самое же интересное в академии, на мой взгляд, слушать умных людей. У нас на потоке многие живо интересовались предметами по специальности, расспрашивали преподавателя, разбирались, задавали вопросы. Первые мысли что-то сконструировать самому стали появляться именно в академии. Но в плане транспорта я перешел на следующий этап, автомобиль занял все свободное время.
Стенд для испытаний собрал за свои деньгиПосле академии устроился на работу в отдел систем наведения и навигации в АО «ВНИИ «Сигнал», где стоял испытательный стенд для проверки датчиков скорости. Сделали его на совесть, но большой вес и сложность конструкции дали мне простор для усовершенствования. Ведь он нужен всему отделу и использовался каждый день. За свои деньги изготовил прототип, а затем представил новый красивый стенд в алюминиевом корпусе, собранный из доступных частей. Он стал меньше в размерах и проще в обращении. Начальство конструкцию одобрило и меня поощрило.
Гараж с солнечной электростанциейБыла необходимость сделать автономное освещение в гараже. Это сейчас к нему подвели электросеть, а тогда подсвечивать приходилось фонариком. Идею с ветрогенератором отверг сразу по причине сложности и шумности. А вот солнечная панель пришлась кстати. Установил ее на мачте, укрепленной растяжками, направил на юг под углом 56 градусов. Так она работает с наибольшей эффективностью. Панель, контроллер и аккумуляторы купил за 7 тыс. рублей. По результатам 4 лет успешной эксплуатации могу точно заявить, что солнечная электростанция в средней полосе никогда себя не окупит. Но своей я полностью доволен.
Судно на воздушной подушке и 4 квадрокоптераКвадрокоптеры я начал конструировать, потому что мне нравилось снимать виды природы с высоты птичьего полета. Покупать профессиональный не стал, все-таки это всего лишь хобби, решил его собрать сам. В итоге сейчас у меня 4 летающих дрона, один – складной для съемок и 3 «гоночных». У знакомого конструктора Владимира Данченко увидел настоящее судно на воздушной подушке, решил сделать подобное, только в меньших размерах. Игрушечное СВП вообще эксклюзивная вещь, мало где его можно достать, потому работалось над проектом особенно интересно. Гибкое ограждение сшил из болоньевой ткани на старой швейной машинке, пульт приспособил от дрона. Получилась увлекательная вещь: когда с семьей вышли на уличные испытания – дети бегали толпой за необычной игрушкой.
ЭлектротранспортМоей же дочери больше всего нравится электроснегокат, который я собрал из подручных материалов для зимних прогулок. Скорость ограничил 5 км/ч, когда вырастет и научится управлять увереннее, разрешу ездить быстрее. Сам давно мечтаю о зимнем транспорте, но взрослый проект куда масштабнее и затратнее, так что вряд ли приступлю к конструированию в этом сезоне.
Еще в 2013 году сделал электровелосипед на основе обычной «Мериды». Шесть лет назад в Коврове он смотрелся крайне футуристично, да еще и обошелся мне в 30 тыс. рублей. Зато выжимает почти мотоциклетные 50 км/ч и проезжает на одном заряде дистанцию до 30 км. Электровелосипед отлично подходит для поездок на работу, быстро, удобно и не взмокнешь, накручивая педали, хотя летом я чередую его все-таки с обычным велосипедом.
Изобретать и отдыхатьГод назад у меня появился 3D принтер. Сначала он мне требовался для изготовления запчастей к дрону, потом начал мастерить нужные вещи для дома, а теперь использую его как универсальный инструмент – незаменимый во многих проектах. Могу сделать даже некоторые детали для мотоцикла или вазу, причем себестоимость последней не превысит 10 рублей. Так что принтер вполне имеет и практическое применение.
За самоделками я отдыхаю, это такая отдушина от работы. У меня есть оплачиваемое хобби – мототюнинг, я разрабатываю и монтирую электрику на мотоциклах. Сотрудничаю с ковровским тюнинг-ателье, в котором беремся порой за серьезные сложные дорогостоящие проекты. А от своих изобретений я пока не собираюсь получать ничего, кроме удовольствия.
Александр Кюннап