26.02.2019, 08:19

Разработан проект найма мэра-контрактника: уволить его будет сложно

Изменения в Устав города по поводу порядка избрания/назначения главы города ещё не внесены (даже официальных предложений пока не поступало), но «проект проекта» процедуры конкурса для «главы по контракту», оказывается, уже разработан. Его на пресс-конференции представил зампредседателя горсовета Александр Котляров.

Изменения в Устав города по поводу порядка избрания/назначения главы города ещё не внесены (даже официальных предложений пока не поступало), но «проект проекта» процедуры конкурса для «главы по контракту», оказывается, уже разработан. Его на пресс-конференции представил зампредседателя горсовета Александр Котляров.

Молчать не надо
Подозреваем, «спусковым крючком» для встречи с журналистами стал материал, опубликованный в «КВ» на прошлой неделе. Автор, используя открытые данные и предположения, высказанные на общественных слушаниях, постарался «сконструировать» изменённый процесс выборов. Александр Иванович, к которому журналист обратился за информацией, конкретики не добавил, уверяя, что никаких документов ещё и в помине нет, а сам председатель комитета по местному самоуправлению осведомлён не больше любого ковровчанина. И – вуаля – через два дня после нашей публикации 10-страничный документ появился!

На пресс-конференции А. Котляров неоднократно припоминал беседу с журналистом «КВ»: мол, и неточности-то в статье были, и особого интереса к этому вопросу у ковровчан нет, и «пытал» он Александра Ивановича нещадно – «хорошо, что не напрямую, а по телефону – лампу на меня не наставлял». Так, может, стоило встретиться лично – тогда и точность была бы стопроцентная, и закон о СМИ соблюден? Когда первые лица города на простые вопросы отвечают уклончиво или прикрываясь формальными отговорками, у людей создаётся впечатление, что их собираются обвести вокруг пальца.

Ждём инициативу!
Но вернёмся к тому, что уже официально сообщил Александр Котляров. Единый день голосования в этом году назначен на 8 сентября. За 80-90 дней до этой даты, то есть не позднее 20 июня, горсовет должен официально назначить муниципальные выборы – либо депутатов по 30 одномандатным округам и главы города, либо только депутатов (а глава будет назначаться по контракту). Вариант зависит от того, будут ли к этому моменту внесены поправки в Устав, меняющие порядок избрания главы.

С инициативой по изменению Устава в горсовет может выйти сам глава города, депутаты, прокурор. Когда (и если) это произойдёт, комитет по местному самоуправлению подготовит проект правового акта по внесению изменений, и, если его поддержат не менее 16 депутатов (50% плюс один человек), проект опубликуют и назначат публичные слушания. После их завершения и подписания и опубликования протокола комитет дорабатывает проект и выносит на Совет.


Между публикацией первого проекта и его окончательным принятием на Совете должно пройти не менее 30 дней. Принимается он квалифицированным большинством голосов – не менее двух третей от состава горсовета. После этого все изменения направляются во Владимир, в органы юстиции. Там их рассматривают на предмет соответствия законодательству, регистрируют, публикуют в СМИ – и обновлённый Устав вступает в законную силу. Сложив сроки, можно подсчитать, что это произойдёт в начале июня.

Главу выберут два Совета
И вот тут начинается деятельность по определению главы-«контрактника». А. Котляров остановился на ключевых моментах предполагаемого проекта. Итак, горсовет принимает решение о проведении конкурса на пост главы и публикует на официальном сайте горадминистрации объявление-приглашение для кандидатов с указанием всех требований. Это надо сделать не позднее чем за 60 дней до истечения полномочий действующего главы – то есть до 8 июля.
Пока желающие занять «мэрский» пост собирают необходимые документы (им на это отводится не менее 20 дней), формируется конкурсная комиссия. Количество её членов практически не ограничено, может быть и 6, и 16, но ровно половину должны составить депутаты горсовета, половину – те, кого делегирует губернатор. Также к процессу могут привлекаться различные специалисты – в качестве экспертов.

Члены комиссии проверят достоверность представленных кандидатами сведений и тех, кто прошёл сквозь «сито», в августе пригласят на 2-й, очный, этап. Там каждый кандидат представит свою программу, пройдёт собеседование. В идеале к началу сентября должны определиться минимум два «финалиста» (набравшие большинство голосов членов комиссии), из которых выбирать главу будет уже вновь избранный горсовет, 7-го созыва.


А если будет подана всего одна заявка? Или комиссия не обнаружит среди кандидатов хотя бы двух достойных и представлять на Совет будет некого? Или большинство новых депутатов проголосуют против обоих предложенных вариантов? Тогда конкурс будет признан несостоявшимся и объявлен вновь – но это будет «головная боль» уже нового Совета. Кстати, решение конкурсной комиссии кандидат имеет право обжаловать в суде.

Одним козырем меньше?
Журналисты поинтересовались: может, всё-таки провести референдум, раз проблема такая «животрепещущая»? Александр Иванович ответил: на это, во-первых, потребуется 8-9 миллионов бюджетных рублей. А во-вторых, в референдуме должно принять участие не менее 50% избирателей – у нас, мол, на выборы столько не соберёшь.
Пассивность ковровчан стала ещё одним аргументом в пользу назначения главы: после каждых всенародных выборов люди, критикуя мэра, «с чистой совестью» заявляют: «Я за него не голосовал!».

Журналистов заинтересовало, какова процедура расторжения контракта с главой, если тот будет плохо выполнять свои обязанности? Ведь у всех агитирующих за главу по найму едва ли не главным аргументом была возможность его беспроблемного увольнения.
Карта оказалась бита: А. Котляров признался, что процедура, конечно, формально в законе прописана, но трудноисполнима. Одного вотума недоверия горсовета недостаточно. Да и губернатор может всего-навсего «поставить вопрос» о несоответствии должности. Вот с главой администрации (в модели, когда глава города – председатель горсовета) расторгнуть контракт легко, а с «городским головой» – даже прецедентов таких не было, процедура процессуально не отработана. Были лишь попытки – по которым до сих пор идут суды.


Такой поворот, честно говоря, вызвал недоумение. Как и аргумент сторонников изменения Устава, что почти нигде (кроме Коврова, Мурома и Гусь-Хрустального) прямых выборов главы нет. Так ведь и главы округа или района – контрактника тоже нигде нет. Почти во всех муниципальных образованиях области их главы – это председатели местных Советов, а вот с главами администраций заключаются контракты.
И вот ещё странность: инициативы по изменению Устава пока нет (это особенно подчёркивал А. Котляров), а черновик проекта по организации работы конкурсной комиссии уже есть. Получается, в кулуарах вопрос смены формата выборов уже решён.
Ольга АБРАМОВА