Стайки подростков лет 12-16, бесцельно разгуливающие по «Ковров-Моллу», привлекают внимание взрослых посетителей. Они часами сидят за столиками фудкорта, заказав на всех одну чашку кофе. Громко разговаривают (часто матом). Перебирают вещи в бутиках, выводя из себя продавцов. Отправляются на последний киносеанс, заставляя задуматься о комендантском часе и об олимпийском спокойствии их родителей. Почти все они хорошо одеты, у них есть деньги на карманные расходы, а в руках дорогие гаджеты. Но других интересов, кроме «убийства времени», видимо, нет.Проблему неоднократно обсуждали на различных совещаниях и комиссиях в гор- администрации, советуя активизироваться и полиции, и комиссии по делам несовершеннолетних, и охране ТРЦ.
«Клуб по интересам»Подростки, у которых нет денег на чашку кофе в «Ковров-Молле» и на билет в кино, ищут и находят другие «места по интересам». На некоторых совещаниях всплывала тема (почему-то вскользь) некоего «ночного клуба», организованного в «пятом доме». Приходилось слышать об этом и от знакомых: мол, пускают не всех, только «проверенных», зато возрастного ценза нет – даже 10-летнего пустят, если он из «своей компании».
Что там творится, точно никто не знает, но тоже ходят слухи, что именно там дети, кроме «традиционных» энергетиков и дешёвого спиртного, употребляют психотропные вещества. Удивляет, почему городские власти, знающие об этом притоне, не могут найти в себе волю его закрыть. Странная беспомощность: арендатору даже после решения суда месяцами не могли «отрубить» электроэнергию.
Только корень беды заключается не в том, где тусуется молодёжь, а почему она это делает. Если охрана выдворит подростков из ТРЦ, а полицейские патрули будут круглосуточно дежурить в «пятом доме», бесприютные подростки перейдут в другие места. У кого есть деньги, будут снимать в складчину квартиры (как это и сейчас происходит), кто победнее – найдут новую «заброшку», благо их в Коврове полно.
Смена декорацийТе, кто живёт на свете не первое десятилетие, наверняка, способны вспомнить, что проблема не нова. До эры всеобщей компьютеризации пацаны (да и девчонки) ходили в компьютерные салоны – поиграть в «стрелялки» и «бродилки». Многие зависали там часами, прогуливая школу. Тогда тоже газеты пестрели тревожными статьями о новой зависимости, а отдел по делам несовершеннолетних не успевал проводить профилактические беседы.
А ещё раньше (даже в идеализируемое некоторыми советское время!) подростки лазили по стройкам, стайками сидели по подъездам, где тоже было всё, в зависимости от компании: от безобидной болтовни до выпивки и наркотиков.
В 90-е и начале нулевых, до массовых антитеррористических мер, юный народец собирался в специально «оборудованных» подвалах и на чердаках. Так что проблема вечная, меняются только декорации. Что же делать, чтобы ребёнок захотел кардинально преобразить свою жизнь, а не просто перейти из подвала «заброшки» в торговый центр? Мы спросили об этом Ольгу Слуцкую, директора ДЮЦ «Гелиос», где за четверть века аккумулировался огромный опыт работы с подростками, в том числе и «трудными».
Праздный мозг – мастерская дьявола– Задача наших клубов по месту жительства (у нас их 12) – обеспечить свободное время подростков. Чтобы они собирались не на чердаке или в подвале, а в тепле и уюте и под присмотром взрослых. Многие не занимаются в объединениях постоянно, а просто заходят пообщаться, поиграть в настольные игры, побренчать на гитаре, чаю попить.
Заинтересовать современного подростка и удержать этот интерес очень трудно. Я горжусь нашей методической службой, которая постоянно придумывает новые формы работы: такие, чтобы было и интересно, и познавательно. Из последних – квест по городским памятникам и историческим зданиям, фестиваль брейк-данса. Он, кстати, уже второй раз проходит в «Ковров-Молле», который предоставляет нам площадку, небольшие призы. Ну а мы показываем подросткам, что можно не в корзинах по супермаркету кататься и хулиганить, а по-другому проводить время.
Считаю, что городу необходим большой детский центр – со спортзалом, с множеством помещений, где можно было бы проводить квесты, игры, чаепития, нестандартные мероприятия, консультации психологов. Где были бы и опытные, и молодые специалисты, умеющие работать с молодёжными субкультурами, следовать современным тенденциям. И чтобы это было бесплатно, потому что для большинства детей из «группы риска» даже 50 рублей – невозможная сумма.
Это всё и у нас в клубах есть, и мероприятия, и команда, но хотелось бы, чтобы такая работа проводилась более масштабно, привлекала больший круг детей. В том числе и «трудных». Мы с такими работаем: приходят и ребята с улицы, и состоящие на различных видах учёта. Но и они очень разные. Бывают просто запутавшиеся, а бывают такие, с которыми, наверное, только полиция может справиться. Нам в КДН дают телефоны подучётников, чтобы мы приглашали их в клубы. Звоним – и часто родители отказываются разговаривать, а то и матом посылают. От семейной составляющей никуда не деться.
Экзамен на родительство?Знакомая студентка, когда я спросила её, что можно сделать для таких детей, высказалась прямо: «Уже ничего. Тем, кто пропадает в торговых центрах или «заброшках», просто дома плохо, некомфортно. Родители ими в детстве не занимались, не разговаривали, им не с кем было поделиться бедой или радостью – а теперь уже и не надо. А мне дома было хорошо. Я знала, что меня там любят и всегда ждут, что у меня там чисто, сытно и уютно. Поэтому с удовольствием время проводила и с родителями, и просто в своей комнате. А эти дети просто несчастные – а некоторые ещё и опасные».
Неутешительный вывод: мы все опоздали. Спасать нынешних подростков надо было, пока они ещё не появились на свет. Приёмным родителям, прежде чем взять ребёнка в семью, надо доказать, могут ли они воспитать малыша. Перед родными мамой-папой такой задачи никто не ставит. Однако экзамен на родительство им всё равно придётся сдавать – только не отделу опеки, а жизни и собственному ребёнку.
Ольга АБРАМОВА