На некоторых пищевых предприятиях Владимирской области незаметно появляются импортные роботы, и также незаметно увольняют людей. Во владимирских автобусах появились валидаторы, о желании заменить ими кондукторов говорят и в ковровском УТТ. Так ли уж иллюзорна угроза массовой безработицы, мы пытались понять, восстановив историю роботехники в Коврове и узнав мнение разработчика беспилотной «газели» из КГТА.Первый робот в КовровеКусок спецметалла весом 40 кг рука-манипулятор подхватила и отправила на размагничивание, затем вставила в обрезной станок, повернув на 180 градусов, отправила на токарный станок, а после всех манипуляций поставила в накопитель. Так в цехе №3 Ковровского механического завода в 1976 году впервые в городе появился робот.
Первых роботов в Коврове продвигали директор КМЗ Рональд Саркисов и главный инженер Владимир Федоров. Владимир Григорьевич через 2 года уйдет руководить ЗиДом, где продолжит работы по внедрению роботов. Но прежде он за разработку роботизированной линии на основе роботов «Универсал 15» получит госпремию вместе с начальником отдела Валерием Дмитриевым, начальником обслуживания Николаем Седенковым и слесарем Михаилом Колонцевым. Все в советской традиции – наградить всю линейку от директора до рабочего.
У нас есть уникальная возможность узнать, как изменились тогда условия труда и пошли ли за этим сокращения. Как оказалось, никого не уволили. КМЗ начал работу со станками ЧПУ, людей просто переучивали.
Ковров на первом этапе роботизацииЗаведующий кафедрой робототехники и комплексной автоматизации КГТА Андрей Карпенков считает, что и теперь бояться нечего. Роботы могут только улучшить условия труда и повысить квалификацию рабочего:
«В советское время процесс роботизации не был непрерывным и равномерным, на предприятиях вводились отдельные участки. Понятное дело, что речи о сокращениях не шло. Станки с ЧПУ позволяли выпустить качественно больший объем продукции, но вместе с этим повышали количество обслуживающего персонала. Первый этап роботизации в Коврове прошли и ничего страшного не случилось.
Второй подразумевает создание целых роботизированных линий. Но применимы они только на крупно-серийных производствах, таких как автомобильное. Мои знакомые посещали завод известного пивного бренда в Чехии, так вот на нем трудится всего 30 человек. Настолько высок уровень автоматизации. В Коврове такая линия подойдет только для производства матрасов в «Асконе», где уже давно все автоматизировано, но никто не видел толп безработных сборщиков матрасов.
Робот оружейника не обидитОборонное производство – мелкосерийное, там робот никогда себя не окупит. Они уже используются для изготовления отдельных частей или даже узлов, но выпустить целиком ракету или пулемет робот не сможет. Видел где-то робота на запрессовке, оттуда действительно ушел человек. На производстве газовых центрифуг в КМЗ и на Камешковском механическом заводе используется роботизированная сварка. Наверное, кого-то переучили, а кого-то сократили. Но сварщика убрать робот не сможет. Он получает лишь команду как варить, а параметры задает человек, причем профессиональный сварщик. Так что работникам заводов опасаться нечего.
Насколько я знаю, КЗТО при открытии сразу построил автоматическую линию для своих торговых аппаратов. Так что и тут работников не увольняли.
«Мне нужна твоя одежда, сапоги и мотоцикл…»Как работают роботы на транспорте, хорошо видно на примере Москвы. Технически все решается просто: сканер на входе, оплата с помощью умных часов, телефонов, карточек. Турникет на входе создает очередь, и при этом никто не гарантирует, что безбилетники не забегут во вторую и третью дверь. Получается, все равно нужны контролеры, выписывающие крупные штрафы. Тогда возникает вопрос, чем плох старый добрый компостер? То же самое только без электроники и в разы дешевле.
На заводе «Протон» в Коврове выпускали систему пассажироучета по изменению веса в салоне. Вероятно, когда беспилотные автобусы выпустят в город, воспользуются для контроля чем-то подобным. Если нагрузка на пол выросла, а оплата не прошла, он просто не поедет.
Кстати, беспилотный транспорт на городских дорогах не такая уж далекая перспектива. В ПДД ввели значок на стекло автоматического транспортного средства. Если раньше шарахались от буквы «У» в треугольнике, теперь страх первое время вызовет буква «А», означающая, что водителя за рулем нет. Кстати, для разработанной в КГТА «газели»-робота мы скоро получим такой значок. Он пока нигде не продается, для нас сделают на заказ».
Как Ковров заработает на роботах
В Ковровской академии не только не опасаются нашествия машин, но и сами их активно разрабатывают. Кстати, сейчас во главе проекта как раз стоит Андрей Карпенков. Автомобиль умеет ездить в беспилотном режиме, сам видит дорогу и ориентируется в знаках. Академия заключила договор с ЗиДом. Завод интересует внутризаводской транспорт. Аналогичные разработки ведет «ГАЗ». Но и тут ковровчанам бояться нечего. ЗиД не просто хочет заменить свои мультикары беспилотниками, он хочет такие системы выпускать. Значит, дело идет не к сокращениям, а, наоборот, к набору специалистов. Станки с ЧПУ выпускаются на КЭМЗ.
Мало кто знает, Первый клинический медцентр имеет лицензию на производство медицинского оборудования. А на кафедре приборостроения Ковровской академии не случайно открыли медицинский профиль. Роботы сейчас ассистируют врачам, робот ставит титановый штифт в позвоночник точнее и быстрее опытного хирурга. Медицинское оборудование – колоссальный рынок, на который вскоре могут выйти ковровчане.
Основатель Доброграда Владимир Седов обмолвился на встрече с общественностью во Владимире, что думает продавать CRM-систему, разработанную для управления Доброградом, другим муниципалитетам. Ничто не мешает демонстрировать и тут же продавать остальные технологии «умного города».
За всю историю развития автоматизации никто не видел толп безработных людей. Роботы стимулируют людей учиться и повышать квалификацию, делают товары доступнее, а жизнь лучше. Производство роботов – крайне перспективный бизнес, а в Коврове сошлись несколько факторов, позволяющих городу хорошо заработать на этом.
Александр КЮННАП