Две основные системы выборов глав городов и муниципальных округов сложились давно во многих странах мира.«Сильный мэр»Там, где глава (мэр, градоначальник, городской голова, бургомистр) избирается населением напрямую, он определяется как «сильный мэр».
В этой системе руководитель, избранный населением города или муниципального округа, обладает фактически президентскими полномочиями на местном уровне. Назначает своих заместителей, чиновников администрации, издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению чиновниками.
При этом он опирается на активное большинство (чаще всего относительное) населения, голосовавшее за него, может быть отправлен в отставку только вследствие полной несостоятельности в результате сложной процедуры сродни импичменту, если таковая прописана в Уставе города (муниципалитета).
«Слабый мэр»Существует и другая система опосредованного выбора главы, когда он избирается (назначается) органами власти (муниципалитетом, губернатором, главой правительства). Тогда он определяется как «слабый мэр», поскольку может и не пользоваться поддержкой населения.
Вот доводы в пользу «слабого мэра». Более дешевый способ избрания: собрались депутаты и избрали. Хотя с учетом единого дня голосования расходы только на печатание отдельного бюллетеня.
Второй довод – население может выбрать не «того мэра». Оно еще не доросло до прямой демократии и нуждается в руководстве профессионалов в лице депутатов, региональных и федеральных чиновников. Старая песня еще с древнегреческих времен.
Такова тенденцияМогут существовать и смешанные системы. Конкретные схемы, как правило, выстраиваются в зависимости от политической активности населения и общей политической ситуации в государстве.
В России тенденция такова, что муниципальная власть, независимая по Конституции РФ, все более встраивается в вертикальную систему государственной власти. (Ст.12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.)
Главные игрокиПолагаю, что и в нашем городе, независимо от способа избрания, городская элита найдет способ поставить у власти нужного ей городского главу.
По моему мнению, главная задача сегодня – правильно и четко прописать в контракте, заключаемом с победителем конкурса на должность главы города, его права, обязанности и ответственность, включая основания для отрешения от власти. Причем типовой контракт должен быть обсужден населением, утвержден горсоветом и опубликован, точно так же, как и заключенный контракт после избрания (назначения) градоначальника. Это в определенной степени позволит населению города влиять на его деятельность.
Недостаточно легитимным представляется наделение губернатора правом выдвижения кандидата на пост городского головы. А также включение в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатов представителей губернатора, опять же в силу конституционной независимости муниципальной власти.
Не исключается вариант, когда отвергнутый конкурсной комиссией претендент на должность городского головы может обратиться в суд, оспаривая ее легитимность и ссылаясь на Конституцию России, как высший закон прямого действия.
Так пожелаем же успеха нашим муниципальным законодателям.
Н. Игнатьев,
юрист, житель города