Детская музыкальная школа № 1 – явление уникальное. И не только потому, что стала в Коврове первым «форпостом» музыкального образования и просвещения в сфере искусства и культуры, но и потому, что создали её не по приказу «сверху», а по инициативе самих горожан. Точнее, родительского комитета 2-й школы.Хоть Ковров и был городом сначала купеческим, потом – промышленным, тяга к искусству у его жителей была всегда. В 30-е в клубах работали популярные у публики духовые и народные оркестры, музыка была частью жизни многих семей. И способных детей, желающих учиться музыке, было много.
«Пробивала» вопрос мама одной из учениц 2-й школы – Валентина Дмитриевна Кокурина. От имени родительского комитета и женсовета она два с половиной года возила в Москву письма и прошения, ездила по инстанциям.
И вот в 1938 году решение было принято, а с 1 января 1939-го, не дожидаясь нового учебного года, в музыкальную школу пришли первые ученики. Директором назначили ту самую «мать-основательницу» Валентину Кокурину.
Под школу выделили частный деревянный дом на ул. Советской. Здание было рассчитано на 60 человек, но с самого начала было понятно, что этого мало – уже в первые годы там занимались 90 учеников. Направлений было два – скрипка и фортепиано. (Для сравнения: сейчас на 7-ми отделениях ДМШ учатся около 600 человек!)
Как всё начиналосьКогда началась война, здание отобрали под военкомат, многие преподаватели и выпускники ушли на фронт, а оставшиеся занимались где придётся. С тех пор началась многолетняя практика домашних уроков – преподаватели занимались с детьми у себя на дому, не считаясь со временем и удобством. Такая необходимость не отпала и после войны, когда здание вернули: аудиторий категорически не хватало.
Вспоминает зав. теоретическим отделом Наталья Коротеева: «Учиться в ДМШ я пришла в 1965 году, в то самое здание на ул. Советской. При школе жили две уборщицы. Они держали козлят, которые порой вырывались и бегали по школе, для нас это было приключение. Однажды во время занятий даже загорелось разложенное на чердаке сено – к счастью, его удалось быстро потушить. Сольфеджио занимались, сидя всем классом за огромным столом. Но места всё равно не хватало: приходилось просить у клубов, училищ ненужные им комнатки и подсобки».
В. Кокурину сменил Сергей Померанцев, незадолго до того вернувшийся с фронта. После него директором стал Максим Нейман. Оба – прекрасные педагоги и виртуозы-пианисты, настоящие интеллигенты. А следом пришла Августина Бурская, которая добилась, чтобы школе выделили просторное здание на ул. Абельмана, где она располагается до сих пор. Правда, тогда, на рубеже 60-70-х, условия были не такими, как сейчас.
С директорами повезлоРассказывает Н. Коротеева: «Августина Васильевна, фронтовичка, человек очень целеустремлённый, была при этом большим дипломатом и прекрасным организатором. Благодаря ей у нас есть это здание. Переезд состоялся в середине учебного года, и мы, конечно, были потрясены. Отопление – печное; в классе находился широкий бок печи, выложенный плиткой почти вровень со стеной (везде, где возможно, их сохранили до сих пор), а топили со стороны коридора, где на полу лежали дрова. Деревянная лестница на первый этаж была настолько шаткая, что детям запрещали ходить по ней без сопровождения педагога, нескольких ступенек не хватало. В некоторых аудиториях были камины – и какие! Их украшали ангелочки, гроздья винограда, павлины с роскошными хвостами. К сожалению, это считалось пережитком буржуазии, и всю лепнину уничтожили, восстановить её невозможно. Уже гораздо позже выяснилось, что это здание в стиле позднего барокко – памятник старины и нуждается в охране. В каникулы задние благоустроили – провели центральное отопление, сделали ремонт, в общем, привели в порядок».
Школе везло на директоров. Всех коллектив вспоминает с добром, каждый сделал для родной «музыкалки» какое-то важное, нужное дело и внёс лепту в формирование душевного, тёплого климата. После Бурской директором стала Маргарита Краскова, обладающая феноменальной памятью, знающая в лицо и по именам всех учеников. После неё – Нина Баскакова, «мама» всех ковровских домристов. Именно она по сути «привезла» домру в наш город и сделала её одним из самых популярных инструментов. А несколько лет назад её сменил молодой, энергичный Александр Смирнов – конечно, тоже выпускник ДМШ № 1. Ещё учась в Нижегородской консерватории, он организовал в Коврове фестиваль «А и Б», который знакомит горожан с лучшими аккордеонистами и баянистами.
ДМШ как кузница успехаКонечно, слава и гордость любой школы – её ученики. Из тех, чьи имена на слуху у ковровчан – Дмитрий Петров (ведущий ТВ-программы «В нашу гавань заходили корабли»), Александр Терновой (доцент КГТА и создатель ВИА «Каламбур»), Валентин Петрачков (гармонист-виртуоз, заслуженный работник культуры РФ, создатель ансамбля «Народные напевы», артист Владимирской филармонии). В 2010 году на Дельфийских играх (это подобие Олимпиады, только среди всех видов искусств) первую серебряную медаль во Владимирской области получила аккордеонистка Людмила Семёнова (преп. Татьяна Шарыкина).
Но на самом деле их гораздо больше – успешных музыкантов, работающих сегодня в консерваториях в России и за рубежом. Есть «звёздочки» и среди юной поросли. Заканчивает школу при Московской государственной консерватории 16-летний Егор Васильев – пианист, член Международного Союза молодых композиторов, ставший вместе с актёром Егором Павловым (тоже выпускником ДМШ № 1) автором проекта «Сказки с фортепиано». Пополнила ряды профессиональных виртуозов скрипачка Ирина Фриман. На днях воспитанник Ирины Гольман Тимофей Михалёв стал обладателем Гран-при Международного конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает моё». Он же вместе с однокашником Даниилом Ивановым (преп. Анна Перепёлкина) на днях стал обладателем стипендии областной администрации «Надежды Земли Владимирской» – как и многие учащиеся 1-й ДМШ.
Слепой музыкантСейчас много говорят о безбарьерной среде для инвалидов. В ДМШ же без лишних слов ещё в 1955 году создали прецедент: школу окончил слепой баянист Виктор Назаров, которому нужно было образование для работы аккомпаниатором. И с тех пор работа и с Обществом слепых, и с Обществом инвалидов не прекращалась. Педагоги и учащиеся ДМШ помогают их самодеятельным артистам, ведут просветительскую работу, проводят музыкально-познавательные программы, беседы. «Наши дети никогда не посмеются над инвалидом, не обидят старика, – говорит Наталья Коротеева, – потому что они тоже участвуют в этой работе с людьми разных возрастов и состояния здоровья и научились сочувствовать. Когда они видят жизнь, не надо никаких уроков и лекций».
Ольга АБРАМОВА
Фото из архива, собранного Н.Н. Пащенко