25.04.2019, 06:00
Лофт “Треумовъ”, видовые лавочки, тропа вдоль берега: Новый смысл северной части Коврова
В северной части Коврова исторически располагался центр. В советское время он с Базарной площади переехал на площадь 200-летия. Большинство жителей теперь на юге, крупные магазины, парки, офисы, транспортная инфраструктура и предприятия. А северная часть, что чемодан без ручки...Вместе со спикером владимирского сообщества урбанистов «Место», выпускницей программы «Архитекторы.РФ», архитектором Александрой Лускатовой обсуждаем обретение нового смысла северной части Коврова.
Улица Правды – бывший центр Коврова
– Александра, вряд ли ковровский случай исторического центра на окраине уникален. В рамках Архитекторы.РФ вы посещали российские и европейские города, знакомились с самым передовым опытом, как предписывает развивать такие территории современная урбанистика?– В развитии северной части Коврова я бы выделила два важных момента: равномерность и опора на исторический контекст. Первое означает, что нельзя превращать даже малонаселенную часть города в парково-туристическую резервацию. Здесь должны гулять ковровчане, должны открываться рестораны и офисы, должен ходить общественный транспорт. Второй момент – использовать историческую среду. Помнить, где торговали, где гуляли, где работали ковровчане во все времена. И продолжать эту историю.На Вокзальной площади есть отличный пример преемственности. В бывшем доме купцов Докукиных до революции располагался трактир. Сейчас дом отреставрирован и сохранилось его функциональное назначение – на первом этаже кулинария, на втором пиццерия. Причем здание выглядит почти так же, как при постройке, за исключением балкона на углу. По той же логике классная идея организовать лофт-пространство в бывшей Треумовской фабрике. В Москве девелоперы гоняются за старыми фабриками, чтобы переоборудовать их в офисы с кафе и апартаментами. Так столица получила «Арму» из газового завода, «Красный Октябрь», «Винзавод», Даниловские мануфактуры, завод «Электролуч», Бахметьевский гараж. Первая ласточка во Владимире – «Фабрика» на базе фабрики музыкальных инструментов.
Старый особняк на улице Абельмана
– Что администрация сможет сделать уже завтра? Есть готовые и, главное, недорогие решения?– Уже завтра можно у всех исторических зданий поставить информационные стенды. Чтобы каждый знал значимость места и почему ему присвоен охранный статус. Такие ставят, как правило, на тротуарах, чтобы перехватить внимание пешеходов. Для ограничения движения транспорта можно уже завтра разработать бетонные болларды в виде зайца или зайцев с герба. В Таллине одно архитектурное бюро разработало болларды-голуби, которые теперь обожают туристы. В Коврове они также быстро станут местной достопримечательностью. Исходя из этой же логики город может разработать дизайн тротуарной плитки с оттиском зайца и рекомендовать ее использовать. Люди с радостью поддержат такое.Из-за небольшого трафика на севере позволительны по выходным эксперименты тактического урбанизма. Это когда мы закрываем полполосы на дороге деревянными кадками или лавочками. Успокаиваем трафик и смотрим, насколько понравится это место пешеходам. Лучше делать такие вещи около летних кафе.
Как вариант – видовые лавочки. Простые деревянные лавки, с которых открывается какой-то особенный вид на реку, храм, перспектива улицы или еще что-то. На спинке информация – что здесь лучший вид на какой-то объект.
Подойдите к прогулкам по городу с позиции геймификации. К примеру, обозначенный табличками маршрут по линии первого в Коврове телеграфа от дома Треумова до его фабрики. Или маршрут, объединяющий все церкви Коврова, фитнес-тропа, тропа здоровья. Пока нет настоящей набережной, сделайте пеший маршрут вдоль реки.
– Возможно ли привлечь бизнес или горожан, если бюджет все это не осилит?– В каждом городе вопрос решается по-своему. Остров «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге – один из лучших примеров благоустройства городской среды силами предпринимателей.Водонапорная башня
Белгородский зоопарк ставят в пример благоустройства, а построен он на деньги предпринимателей, которые взяли на себя и траты по содержанию животных.
В Роттердаме архитекторы бюро ZUS создали желтый мост, через железную дорогу и автомагистраль, и тем самым соединились две части города. Его создали за счет денег обычных людей. Мост собирался из 17000 деревянных досок, и на каждой из них написано имя донатора или признание в любви. Для Коврова этот кейс может стать хорошим аналогом. Так как этот мост стал точкой притяжения местных жителей, а также туристов, которые хотят посмотреть на арт-объект.
Один из примеров внебюджетного создания объекта благоустройства – граффити на асфальте. К дню города можно на одной из площадей создать огромное граффити в виде ковра. Лучше, чтобы он походил на монгольский ковёр, который в качестве трофея достался князю Василию, получившему после прозвище Ковёр и давшему название целому роду и центру своей вотчины. Это будет фишкой, которую запомнят и прославят в инстаграме.– И главный вопрос, кому все это нужно? Поставят лавочку. Люди скажут: о’кей и пройдут мимо.– Мы говорим сейчас о давно опробованных механизмах развития городов. Эти приемы работали в Европе, работают они и в России. Прямое влияние – рост пешеходного трафика, который как раз интересует бизнес, потому что он приносит деньги. А автомобильный трафик приносит расходы. Вы спрашиваете, почему старые купеческие дома на улице Правды разрушаются, не приходят инвесторы, никто ничего не покупает и не строит. А спросите – для кого? Там никого нет. Как только начнут ходить люди, им понадобятся кафе, магазины, велопрокаты. Сейчас ковровчане в выходной день садятся в поезд, за полчаса доезжают до Владимира и гуляют там, и деньги тратят там же. Есть множество примеров городов с куда меньшим историческим наследием, которые постоянно привлекают потоки туристов. Выкса – маленький город в Нижегородской области прославился на всю Россию фестивалем городской культуры «Арт-овраг», благодаря ему на улицах появились десятки арт-объектов, малые архитектурные формы, инсталляции, на которые многие приезжают посмотреть. В первую очередь нужно, чтобы сами ковровчане полюбили свой город и начали гулять по улицам, проводить в нем время.Александр КЮННАП
Поделиться
Facebook
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Оставить комментарий