Нехватка медиков, невысокие зарплаты, проблемы с подготовкой и закреплением на местах молодых специалистов, перебои с лекарствами... Все эти тревожные симптомы в системе здравоохранения появились не сегодня. Их обсуждают на самом высоком уровне, пытаются найти выход из кризиса, но пока, кажется, безрезультатно. Люди по-прежнему массово жалуются на медицину. Особенно остро вопрос стоит на селе.Что такое ФАП?
Как получить квалифицированную медицинскую помощь на селе? Официально – всё для этого имеется. Как основной вариант – оборудованный фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) с медработником, который примет пациента, выслушает, поставит диагноз, назначит лечение. Можно сказать, что ФАП – это лицо медицины в сельской местности. Но по факту во многих ФАПах «гуляет ветер». Именно так выразились люди, приехавшие на встречу с директором департамента здравоохранения Владимирской области Алексеем Мозалевым. Встреча прошла в администрации Ковровского района. Несколько часов жители Ковровского района разговаривали на повышенных тонах, потому что наболело.
Мы тоже люди
В поселке Малыгино проживает около 2 тысяч человек. Есть садик и большая школа. И большие проблемы тоже есть. ФАП – давно морально устарел, мало того, он пустует. Принимает только стоматолог. И то не каждый день, рассказывают жители.
«Что случилось с медициной? Как мы к этому пришли?» – недоумевает народ.
И малыгинцам, и жителям поселка Ручей, который так близко находится к Коврову, за медицинской помощью приходится ездить в Мелехово (впрочем, как и многим другим жителям соседних населенных пунктов). То есть на транспорте и с пересадками.
«А у меня больной ребенок на руках, – чуть не плача рассказывает женщина. – Я вынуждена нанимать такси, чтобы сократить время в пути. А ездить приходится раза три в неделю. Нам легче доехать до Коврова. Но там нас не принимают, потому что прописка районная».
«У моего ребенка врожденный порок сердца. А детского кардиолога – нет. Он один на весь город и район. Попасть к нему крайне проблематично, – рассказывает другая мать. – Вообще узких специалистов мало. О бесплатном приеме – вообще речи не идет. Талоны надо брать в 6 утра. А как мне приехать? Мы живем в Клязьминском поселении».
Самый отдаленный пункт Ковровского района – поселок Красный Маяк. Там проживает около 700 человек, в основном пожилые люди. В поселке стоит новенький, красивый ФАП, а работать некому. «Прекрасный специалист у нас была, мы ее обожали, но она ушла. Так и сказала – маленькая зар-плата и большая нагрузка. Мы уже 4 месяца без медика».
«А мы из Ивановского поселения. «Скорая помощь» к нам может приехать через пару часов, а не через положенные 20 минут. Пока едет неотложка, люди умирают».
Люди взахлеб делились своей болью. У каждого своя печальная история, но в общем проблемы одни и те же.
«Обратите на нас внимание! Мы тоже люди!» – кричали собравшиеся.
Миграция медиков неизбежна?
Как сообщило руководство районной больницы, «город ворует лучших фельдшеров с села».
Тут отметим, что город также испытывает кадровый голод. Ведь не секрет, что государственным больницам медики зачастую предпочитают частные. Еще недавно миграцию людей в белых халатах не считали актуальной проблемой. А теперь наше здравоохранение уже задыхается без кадров. И это естественно, когда человек ищет, где лучше. Крепостное право давно отменено. Поэтому как запретить перейти на другое место работы? Разве что отобрать паспорта и трудовые книжки! Единственный настоящий способ удержать кадры – сделать так, чтоб искать лучшей доли медикам не было нужды.
Мы не с луны
Глава департамента сообщил, что сегодня в государственной системе здравоохранения Владимирской области не хватает около тысячи врачей. В области работают различные программы по привлечению специалистов на село. Медикам оплачивают наем жилья, выплачивают подъемные, предоставляют льготную ипотеку и т.д. Несмотря на реализуемые меры, молодые специалисты на местах не закрепляются.
Дефицит кадров собираются восполнять за счёт выпускников медицинских вузов Нижнего Новгорода и Иваново, с руководством которых областные власти постоянно ведут переговоры. А еще в области будет создан центр привлечения медицинских кадров.
Чтобы неотложка приезжала за положенное время, в области будет создана единая диспетчерская служба. Бригады будут равномерно распределены на всех участках. Та, которая находится ближе к месту вызова, и поедет. Мало того, будет построено 5 вертолетных площадок.
«Это какая-то фантастика», – кричали люди.
Однако Алексей Станиславович уверял – это факт. Строительство начнется уже в этом году, ведь деньги из вышестоящего бюджета уже выделены.
«На вертолет у нас, конечно, денег нет, его мы будем арендовать у МЧС, — тут же добавил начальник и продолжил. – Нет возможности сейчас заказать дорогие препараты без торгов, а что такое торги? Куча документов и времени. Мы проводим работу над ошибками. Есть понимание, как сэкономить в следующем году, чтобы закупить больше лекарств».
Пообещал Мозалев решить проблему и с транспортом, организовав службу социального такси.
По поводу того, что жителей района не принимают в городе, представители департамента здравоохранения пытались объяснить, что мы давно уже живем в другой стране и уже никогда не будет так, как раньше.
«Экономика работает по-другому. Все сейчас завязано на финансировании. Помощь оказывается по месту жительства, никто деление территорий не отменял. Финансирование выделяется строго по участкам, поэтому вас и не принимают там, где вы не прописаны».
Многие жаловались на то, что в некоторых населенных пунктах нет даже аптечного киоска. Мозалев пообещал решить и эту проблему, попробовав создать выездную аптеку по типу автолавки.
«Поверьте, мы делаем все возможное. Мы не свалились с луны, мы живем среди вас, – говорил Алексей Станиславович. – Я уверен, что в целом ситуация меняется к лучшему».
«Прочитал» ли он скептические улыбки на лицах присутствующих, вопрос отдельный. Но, как и положено начальнику, большинство вопросов взял под личный контроль.
Татьяна НИКИФОРОВА