Фельдшеры «скорой помощи» отказались транспортировать женщину, впавшую в кому. Вернее, не отказались, а не смогли, чисто физически. Прибывшие по вызову медики заявили, что не могут самостоятельно донести пациентку, а водитель – не имеет права покидать машину. С такой проблемой может столкнуться каждый из нас. Если в квартире тяжелобольной, которому требуется срочная госпитализация, а рядом не окажется сердобольных соседей, до кареты «скорой помощи», вероятнее всего, придется добираться самостоятельно.С ветерком до «скорой»Так обязаны ли медики заниматься транспортировкой больных? За ответом на этот вопрос мы отправились на «Ковровскую городскую станцию скорой медицинской помощи». Пару километров по неотремонтированным дорогам, пыльный съезд с улицы Еловой до здания станции – и мы на месте назначения. Но не так все просто, этот участок дороги (стометровка бездорожья, как называют его сами сотрудники «скорой») надо еще постараться проехать без ущерба для техники. А если представить, что по этой дороге карете «скорой помощи» надо быстро проехать на экстренный вызов (по регламенту это время не должно превышать 20 минут), да еще не один раз в день?
Вопрос, конечно, интересныйНе так давно к 60-летней женщине, страдающей гипертонией, вызвали «скорую помощь». Сначала у нее сильно разболелась голова, чуть позднее она впала в кому. Прибывшая на место бригада «скорой помощи» (две женщины-фельдшеры) не смогла самостоятельно транспортировать пациентку до машины. Благо, муж работал где-то неподалеку, позвал коллег, которые и помогли на носилках донести ее до автомобиля.
К сожалению, этот случай не единственный, когда приходится прибегать к посторонней помощи. Если в семье нет сильных мужских рук, приходится звонить соседям, родственникам. Как правило, люди не отказывают в таких случаях. А что делать ночью? Крайне неудобно тревожить спящих людей. Но и госпитализацию откладывать нельзя, тем более если счет идет на минуты. Так как же на самом деле должна осуществляться транспортировка больных?
Фельдшер – не грузчикЕще недавно основная нагрузка по транспортировке тяжелобольных пациентов лежала на водителях, которые по совместительству были еще и санитарами. Но в 2016 году вступили в силу изменения в приказ Министерства здравоохранения об утверждении порядка оказания «скорой помощи». Согласно документу, за водителем теперь закрепились обязанности только по своевременному выезду и отслеживанию технического состояния автомобиля. По установленным правилам водитель вообще не имеет права покидать автомобиль, начинённый дорогостоящей аппаратурой. Согласно тому же документу, в состав бригады «скорой помощи» не входит персонал для транспортировки больных.
Получается, что, приезжая на вызов, медики, во-первых, не обязаны переносить больных от их квартиры до кареты «скорой помощи», а во-вторых, физически не всегда могут это сделать. Ведь бОльшая часть медперсонала – женщины, которые не обладают достаточной физической силой.
Не в каждом доме есть лифт. Наконец, существуют нормы трудового законодательства, вводящие ограничения на перенос груза весом не более 30 кг для мужчин, а для женщин – не более 10 кг. Не будем забывать и о том, что во время транспортировки больного один из сотрудников бригады «скорой помощи» должен выполнять свои основные обязанности – следить за состоянием пациента и при необходимости проводить интенсивную терапию.
«Поэтому и просят родственников или соседей о помощи в надежде на то, что они проявят вполне естественное в данной ситуации милосердие. Никаких нарушений в этом нет. В экстренных же случаях врачи бывают вынуждены вызывать сотрудников МЧС, – рассказывает Виктор Владимирович. –
Они нам никогда не отказывают. К слову, ни одного официального обращения или жалобы по поводу того, что медики самостоятельно не могут перенести больного до машины, к нам не поступало».Как работает «скорая»«Ковровская станция скорой помощи» обслуживает и город, и район. В среднем ежедневно поступает 165 вызовов. Самое «тревожное» время – с 8 до 10 и с 18 до 22 часов. В сутки работает 13 бригад. В большинстве случаев в состав бригады входят водитель и два медика.
Штат укомплектован в основном за счет совмещений. Отвечая на вопрос о кадровом дефиците, Виктор Владимирович отмечает, что более всего не хватает именно водителей. Причины две – маленькая зарплата (не выше 18 тысяч рублей) и неудобный график. Ранее водители работали сутки через трое. Теперь – по 12 часов (день и ночь), затем два выходных. По всем нормативам смена водителя дольше длиться не может, совмещение – запрещено.
В автопарке 23 машины разного года выпуска. Самые старые автомобили – 2009 года. Техника ломается быстро и часто, ведь работает она в круглосуточном режиме, да еще по нашему бездорожью. Парк обновляется, но, конечно, не такими темпами, как хотелось бы. Так, в 2016 году на станцию поступило 8 новеньких машин, в 2017 – 3, в 2018 – 2. В этом году в парке «скорой» уже появилась новенькая «газель», оборудованная по классу «Б».
«Автомобили оснащены всем необходимым для переноски больных, – говорит главный фельдшер Наталья Любимова. –
В каждом автомобиле есть носилки бескаркасные, кресельные, щит спинальный, тележка-каталка, матрас вакуумный. В зависимости от ситуации используются те или иные средства транспортировки больных».Можно долго рассуждать над вопросом, кто должен обеспечить транспортировку больного. Жалеть заболевших, обвинять медиков. Но, наверное, не стоит тратить время на препирательства, если на кону – жизнь человека. Иногда проще и быстрее самим найти людей, способных донести пациента до машины. Конечно, ситуации бывают разные, но первоочередная задача медиков все же оказывать помощь, а не носить людей.
Татьяна НИКИФОРОВА