На днях в редакцию пришло письмо от женщины, ставшей свидетельницей открытого употребления газа молодым человеком в общественном транспорте.Приведем выдержку из письма:
«В начале мая я проезжала в сторону больничного комплекса и наблюдала следующую картину. На пассажирском сиденье, которое расположено рядом с водителем, сидел молодой парень лет 16... Абсолютно не стесняясь окружающих его людей, в руке он держал газовый баллончик и время от времени подносил его к лицу. Пассажиры же периодически искоса поглядывали на молодого человека, но в ступоре не понимали, что нужно делать... Я также растерялась и была в ужасе от происходящего».Маленькая шалость – большие проблемыЗа комментариями мы обратились к начальнику городского отдела по делам несовершеннолетних Наталье Ольхович. По её словам, любой из пассажиров автобуса немедленно должен был сообщить в органы полиции о нахождении в салоне этого молодого человека. До приезда сотрудников постараться задержать его или чем-то отвлечь. И дело здесь в первую очередь в том, что это может угрожать его собственной жизни.
Наталья Николаевна пояснила, что если молодому человеку нет 16 лет, то к ответственности привлекаются родители, им вменяется административный штраф. После 16 подросток несет ответственность самостоятельно – направляется в наркологический диспансер и ставится на учет врача-нарколога.
Учет у нарколога полностью лишит человека права управлять автомобилем и пользоваться оружием. Скажется это и при прохождении медицинского осмотра во время призыва в вооруженные силы. Более того, если токсикоману уже исполнилось 16 лет, он может быть направлен на принудительное лечение.
При достижении 18-летнего возраста за подобное «баловство» газом или иным психоактивным веществом человек начинает нести полноценную уголовную ответственность. Наталья Николаевна подчеркнула, что хоть сотрудники отдела проводят регулярные рейды по поимке наркоманов, совершают выезды в популярные места скопления молодёжи и в целом локально следят за ситуацией на территории города, работа с обращениями граждан ведется в полном объеме. И нередко именно такие сообщения помогают изменить судьбы подростков.
Я только попробую и брошуО последствиях употребления газа нам рассказал заведующий наркологическим отделением КГБ №2, врач-нарколог Николай Шаров. Главная опасность в том, что при попадании в организм человека газ вытесняет кислород из крови. Соответственно замедляется работа мозга, появляется легкое головокружение и чувство удушения. И нескольких минут бывает достаточно, чтобы отравиться: в лучшем случае потерять сознание, в худшем – задохнуться.
К тому же человек под действием одурманивающих веществ подвержен большему травматизму.
Что касается молодого человека из маршрутки, то, по мнению Николая Шарова, он обладал явной зависимостью, потому как не обращал внимания на окружающих людей. Николай Николаевич пояснил, что нередко к ним в отделение поступают именно такие подростки. На сегодняшний день на учете в наркологическом диспансере находится 12 несовершеннолетних, 5 из которых попались на употреблении газа и различных таблеток, продающихся без рецепта.
Зависимых подростков направляют во Владимир для прохождения лечения. Там они наблюдаются у врача-нарколога и психолога. После лечения наблюдение продолжается уже в ковровском диспансере: они посещают врачей, с ними работает психолог. «Большее воздействие на подростков оказывают разговоры об их будущем. У них появляется ответственность за себя и своих близких, они осознают, что совершили ошибку», – делится своими наблюдениями Николай Николаевич.
Распространение употребления газа в молодежной среде и Наталья Ольхович, и Николай Шаров усматривают в его доступности. Паспорт при покупке зажигалки не требуется, на законодательном уровне каких-либо ограничений не существует. Информацию подростки черпают в Интернете, где всё находится в открытом доступе. Заинтересованность постепенно перерастает в зависимость. Нередко затем следует переход на наркотики или алкоголь. При этом сам подросток не осознает наступление зависимости и потребности в помощи врачей-специалистов.