Сейчас часто говорят о восстановлении российской деревни, об облике деревенских улиц. Мол, много заброшенных, полуразвалившихся домов. Почему так происходит? У одной из наших читательниц есть свое объяснение происходящему. И оно не противоречит суровой действительности.Легко ли доехать в чудный уголок?«Хочется поговорить об известном ковровчанам селе Маринино, где уже несколько лет принимает гостей усадьба Танеевых. Село находится далеко от основных дорог. Тем не менее в усадьбу на заказных автобусах и своих автомобилях приезжает много экскурсантов, знаменитостей. Чудесная музыка усадебных вечеров разносится по всей округе, слышатся детский смех с проводимых праздников и крики «горько!» со свадебных торжеств. Все это замечательно. А чем живет само Маринино?
В селе около 60 домов, летом большинство из них заполняется народом. Но нет ни ФАПа, ни почтового отделения, ни дома культуры. Объяснение от властей одно – постоянных жителей мало. Но разве дачники из Коврова поселятся насовсем в отдаленной сельской местности без инфраструктуры? Еще три года назад здесь работал магазин, где селяне могли купить себе все для жизни, даже деньги на телефон можно было там положить. Магазин закрыли и понятно, что насовсем. Конечно, без продуктов жителей не оставили: есть киоск и продовольственная лавка 2 раза в неделю приезжает. Но не то это...
Дорога до села отличная, даже разметку свежую наносят, переход приличного вида от регулярно окрашиваемой остановки до закрытого магазина. Остановка-то есть, а где рейсовые автобусы?
Три последних года с общественным транспортом творятся чудеса. Был автобус, который отправлялся из Коврова в 15.20, что, кстати, неудобно для рабочего люда. Отменили. Теперь по средам, пятницам, субботам и воскресеньям из Коврова по направлению на Красный Маяк есть только один рейс в 5.20. Но по пути на Красный Маяк в наше село автобус не заходит, только по пути обратно в город. Чтобы не преодолевать пешком километры, катаемся туда-сюда и прибываем в Маринино лишь около 7.00. Соответственно, из Маринино в Ковров увезет семичасовой автобус. Вот и все. Представьте себе, уехали вы в среду в 7.00 на работу в районный центр, а обратно сможете сесть на автобус до Маринино только в 5.20 пятницы!
Кроме нашего села, автобусным сообщением обделены Бедрино, Макарово, Марьино, Княгинино, Демино, Бараново. Неужели трудно и совершенно невыгодно обеспечить население деревень транспортом в адекватное время, пусть и 4 раза в неделю, чтобы постоянные жители и дачники могли купить необходимые вещи, посетить аптеку, больницу, парикмахерскую, не говоря уже о регулярных поездках на работу?
Вокруг Маринино леса, воздух, как говорят, пить можно. Места просто чудные. Когда мы с мужем покупали в этом селе дом, наличие автобусного сообщения и магазина поблизости было главным критерием. Мы, пенсионеры, могли бы жить здесь круглый год, дети с внуками летом приезжали бы. Но все планы нарушены в связи с вышеописанной ситуацией».
Эх, невелик пассажиропоток!Начальник ковровского автовокзала Александр Белов не скрывает, что в Ковровском районе есть большие населенные пункты, где общественный транспорт не всегда ходит в удобное для людей время. Что уж говорить о маленьких деревеньках. Александр Викторович вспоминает, как в 2017 году был пущен автобус в деревню Погост, а на следующий год его отменили, потому что «ездит постоянно одна бабушка, у остальных жителей машины». Несколько лет нет регулярных рейсов в Малышево. А в деревеньку Кусакино, где летом бывают дачники, и на машине не проберешься, если дождем дорогу через поле развезет. Так что глухомань у нас не только где-то в Сибири или на Урале. Стоит только шаг в сторону сделать – и вот она.
Известно, что карта транспортных маршрутов находится в ведении администрации Ковровского района, и договоры о транспортном обслуживании деревень и сел с перевозчиками заключает местная администрация. Ее главе Вячеславу Скороходову проблема с Маринино знакома давно.
Он утверждает, что дополнительный пробег автобуса до села составляет порядка 12 километров, и это невыгодно частному перевозчику (АО «Ковровское ПАТП»), поскольку пассажиры на этом отрезке пути малочисленны. В поисках решения проблемы администрация готова была задействовать службу такси, которая подавала бы машину по договоренности с сельским старостой. Предлагаемая схема была такой: если едет 3 человека – каждый платит как за проезд на рейсовом автобусе, из местного бюджета службе такси доплачивается разница. Едет 1-2 человека – проезд для них дорожает. По словам Вячеслава Валентиновича, местных жителей такой вариант не устроил.
На днях руководство администрации Ковровского района отправило запрос перевозчику. АО «Ковровское ПАТП» ответило, что «готово организовать заезд в Маринино рейсом Ковров – Красный Маяк отправлением с автостанции г. Ковров в 16 ч. 10 мин. на обратном пути следования по понедельникам и субботам сроком на один месяц для обследования пассажиропотока. Для удобства пассажиров предлагает организовать заезд в Маринино рейсом Ковров – Красный Маяк отправлением с автостанции г. Ковров в 5 ч. 20 мин. по понедельникам».
Предложение не решит всех проблем с переездами селян, но это лучше, чем ничего. В ближайшее время его обсудят на сельском сходе. Окажется ли последующее обследование пассажиропотока в пользу жителей? Будем надеяться.
А в общем картина печальна: российская глубинка отдана на откуп частникам – перевозчикам, аптекарям, торговцам – вот и дышит через раз. Какое уж тут возрождение?
О. АРТЕМЬЕВА