Рассвет едва окрасил летнее небо, денек обещал быть ясным и солнечным. Город еще спал. Лишь загулявшиеся до рассвета парочки и компании вчерашних выпускников прогуливались по улицам Бреста, да дворники шаркали метлами по тротуарам. Военные и их семьи, что базировались в Брестской крепости, тоже спали.Довоенная «Мурка»Вот уже 9 лет подряд в Бресте проводятся исторические реконструкции последнего мирного дня и первого дня Великой Отечественной войны. Сценарий мероприятия все эти годы неизменен – историю искажать нельзя. Организаторы лишь вносят небольшие коррективы и дополнения. Но все они в четком соответствии с историческими событиями тех дней.
Участники ковровского военно-исторического клуба «Наследники Победы» посещают эту реконструкцию второй раз подряд. В этом году вместе с Николаем Тубаевым и Артемом Новожиловым в Белоруссию отправился директор музея машиностроительного колледжа Юрий Багров.
В реконструкции участвовало несколько сотен человек из огромного числа исторических клубов как России, постсоветского пространства, так и дальнего зарубежья. Даже представители Китая и Тайваня приехали.
А накануне 22 июня в Бресте были танцы. По уютным улочкам прогуливались местные жители. Вчерашние школьники кружились в вальсе, строили планы на жизнь, мужики – «забивали козла» во дворах, дамы – демонстрировали друг перед другом винтажные платья, кушали мороженое, общались. Музыка доносилась из патефонов, установленных на улице и в окнах квартир. В доме культуры крутили кино.
Ковровские участники реконструкции решили мирный день провести по-гражданке. Благо ретро одежда у каждого припасена на всякий случай. В брюках-трубах, майках и кепи, с татуировкой на плече они стали похожи на местную шпану. В роль вжились за несколько минут. Сначала «напрягли» уличного баяниста. Потребовали у него исполнить «Мурку» и сбацали под нее так, что почти все гуляющие собрались на это посмотреть. Баянисту за те несколько минут в картуз столько денег накидали, сколько он за месяц не собирает. Наплясавшись, «подрезали» у дамочки кошелек из сумки, да попались в руки постового.
Ожившая история22 июня для русского народа должен был стать обычным выходным. Ложась накануне спать, все строили планы, которым не суждено было сбыться.
К моменту начала войны в Брестской крепости базировался гарнизон, вместе с солдатами жили их жены и дети. Большинство из них погибли в первые часы, дни.
Ураганный артиллерийский огонь немецкие войска открыли по крепости в начале пятого утра. Снаряды разрывались с ужасным грохотом. Рушились стены, крыши, горели автомобили. Полуодетые люди метались в поисках безопасного места, кричали женщины и дети, стонали раненые, небо заволокло дымом, земля окрасилась кровью, матери выли над телами погибших детей. Часть помещений разрушилась, заживо похоронив десятки людей. Их останки до сих пор находятся на территории крепости. Потому там строго-настрого запрещены любые земляные работы.
Самым душераздирающим эпизодом из воссозданных реконструкторами стало взятие в плен мирных жителей, в основном жен и детей комсостава.
Реконструкция собрала тысячи зрителей. И никто из них не остался равнодушен. Почти все смотрели на происходящее глазами, полными слез.
По признанию ковровских мужчин, это самая запоминающаяся реконструкция, в которой им приходилось участвовать. «Все было настолько реалистично, что на какой-то момент мы забыли о реконструкции. Все казалось настоящим. Я впервые испытал такой страх, – признается Н. Тубаев, – даже ужас и ощущение обреченности, с которыми столкнулись реальные участники событий 41 года. Наблюдать за этим было невыносимо больно. Еще больнее осмысливать произошедшее. Даже после окончания действа в горле долго стоял ком и речь срывалась».
По словам Николая, отрадно, что на митинг-реквием, который ежегодно в 4 утра проходит в цитадели, съехалось огромное количество молодых людей из бывших республик Советского Союза. Съехались не праздновать – скорбеть.
Реконструкторы из разных стран уверены, благодаря таким мероприятиям молодежь будет знать и помнить, чего стоила советскому народу Великая Победа.
У. КРАЙНОВА