…Чистые ухоженные улицы, по которым по вечерам прогуливаются мамочки с колясками и парочки от подростков до пенсионеров, где отовсюду звучат детские голоса. Вековые сосны между уютными домами с большими благоустроенными квартирами. В паре сотен метров – лес, где так здорово кататься на лыжах зимой и устраивать пикники летом. Универмаг, где есть всё необходимое – и даже дефицитные товары, которых не найдёшь в других районах. Соседи, знающие друг друга с детства и всегда готовые прийти на помощь.…Уныние и запустение. Разрушенные дороги и тротуары. Ближайший магазин – почти в полукилометре, по грязи и лужам. Лес загажен «отдыхающими» – битые бутылки, пакеты, мусор. Медленно разрушающиеся дома. В них гниют коммуникации и насквозь проливает крыши, а квартплата в один миг вырастает в разы. Вместо доброжелательности и соседского участия – жалобы на жизнь и обиды на весь мир.
То, как буквально за десятилетие тихий и благополучный военный городок превратился почти в гетто, – сюжет для триллера. Или – история предательства.
Светлое прошлоеБольшинство жителей городка – в прошлом служивые люди. В советские времена престиж звания офицера был невероятно высок, но и жизнь его полностью принадлежала Родине. Сегодня – в Коврове, завтра – в Бурятии, послезавтра – в Воркуте. Общага или казарма, отсутствие уюта, сложности с работой для жены и учёбой для детей.
Зато и доход был ощутимо выше, чем у «гражданских», и возможностей больше, и квартиру реально было получить, не ожидая окончания срока службы, а гораздо раньше. А ещё офицеры были уверены, что уж в этой самой отставке жизнь наладится – в ней у них будут уютный и цветущий военный городок, достаток и отсутствие всяческих бытовых неурядиц. Потому что Министерство обороны всегда незримо (а порой и довольно ощутимо) стоит за спиной «своих».
Небольшой пример: когда в 2003 году во всём Коврове из-за долгов энергетикам отключили горячую воду почти на полгода (а в некоторых районах и больше), в военном городке она была. Ходили слухи, что тогдашний комдив хвастливо заявлял: мол, пусть попробуют отключить! Естественно, это был не более чем «трёп», но в полной мере отражающий мироощущение тогдашних жителей городка.
Бизнес и ничего личногоНо около десяти лет назад ситуация в корне изменилась. Жители получили возможность приватизировать жильё, и около половины квартир в городке стали частными. И в городок вошла подведомственная Минобороны УК «Славянка». За несколько лет, по словам жителей, УК для городка не сделала ничего. Даже протекающие крыши над своими квартирами собственники ремонтировали за свой счёт. Нанять же другую УК они не могли: большая часть жилфонда по-прежнему принадлежала министерству. И не в его интересах было лишаться лакомого куска. Итог: руководители «Славянки» оказались на скамье подсудимых, а сама компания прекратила существование. Из ковровского городка она ушла, «унося» с собой многие миллионы рублей – долги Водоканалу, мусоровывозящей компании, энергетикам и ещё много кому.
Плата за воздух. ТёплыйГородок остался в подвешенном состоянии: Мин-обороны согласилось передать муниципалитету жилые дома, но землю и все коммуникации и инфраструктуру пожелало оставить себе. Тяжба длилась несколько лет. Недавно МО всё-таки пришлось исполнить решение арбитражного суда и передать сети и котельные под контроль горадминистрации. Благодаря этому минувшей зимой городок не замёрз. Однако вместе с теплом жители получили платёжки за него: сумма у многих увеличилась в разы. Видимо, раньше Министерство обороны как-то «договаривалось» с энергетиками.
Самое интересное, что даже после повышения плата за тепло оказалась меньше, чем у остальных ковровчан: ЖЭТу, взявшему котельные городка, департамент цен и тарифов не разрешил увеличить предельно допустимый индекс. Больнее всего повышение ударило по владельцам больших «сталинок» с обширными кухнями и прихожими и высокими потолками. Сети же остались по-прежнему ветхими: в нищей ковровской казне нет средств. Проект модернизации – в планах.
До небес не достучатьсяУчаствовать в программе благоустройства городок не может: МО отказывается передавать землю в муниципалитет, а значит, придомовую территорию нельзя поставить на кадастровый учёт. А это обязательное условие. Подведомственным министерству осталось и здание бывшего военторга. Говорят, за аренду заломили такую цену, что ни один предприниматель туда не идёт. Поэтому магазина в городке уже давно нет.
Разруха, грязь, рост квартплаты и падение цен на квартиры, отсутствие возможностей, доступных другим ковровчанам, – эти и многие другие претензии многие жители военного городка предъявляют... горадминистрации. «Все дороги разрушены, тротуары отсутствуют, сколько мы ещё будем жить в этом беспределе, в бездушии чиновников Коврова?». «Люди, кто нибудь обратился к мэру по вопросу состояния военного городка? Пора всем спросить у него». Такими высказываниями полны соцсети. В них тонут редкие и робкие предложения самим задуматься о чистоте и наводить порядок хотя бы у своего дома, а также быть более активными в решении собственных проблем и не отмалчиваться. Только основная проблема жителей военного городка в том, что для них СССР рухнул не почти 30 лет назад, а буквально вчера, унося с собой не только благополучие, но и иллюзии. А их крах пережить труднее всего. Как и осознать, что в исчезновении привычного уютного мирка виноваты не местные чиновники, а родное Министерство обороны.
В. НОВИКОВА
P.S. На днях развалины складов на окраине городка военные наконец убрали.