23.07.2019, 06:00

Когда пустеют школы: 10 учителей увольняются, 76 уходят на пенсию

Летние каникулы принесли с собой совсем нерадостную новость: предполагается, что в начале нового учебного года ковровские школы вновь не досчитаются педагогов. По предварительным подсчётам, уехать в другие города или вовсе сменить сферу деятельности планируют не менее 10 опытных учителей, а 76 человек вовсе уйдут на заслуженный отдых (из-за отсутствия прибавки работающим пенсионерам).

Каковы причины этой ситуации и возможно ли её исправить? Мы спросили об этом ректора КГТА Елену Лаврищеву, которая возглавляет в Законодательном собрании комитет по вопросам образования, науки и культуры и является членом комитета по бюджетной и налоговой политике.

Когда пустеют школы: 10 учителей увольняются, 76 уходят на пенсию

Педагогам дали слово
– Сейчас в школах Коврова трудятся 739 педагогических работников. Дефицит кадров, по данным управления образования, составляет 129 вакансий. Самая большая нехватка педагогов начальных классов, 29 ставок. На втором месте –английский язык (17). Затем идут математика (16) и физкультура (6). Молодые педагоги в школы приходят, но отток не покрывают. В 2018 году, например, в ковровские школы пришли 19 человек.

Недавно я присутствовала на парламентских слушаниях в Госдуме с участием министра просвещения Ольги Васильевой, директоров департаментов образования и педагогов со всей страны. Заявленная тема о качестве образования свелась в итоге именно к обсуждению кадрового обеспечения. Слово дали многим школьным учителям, они и назвали причины тотальной нехватки кадров.

Так жить нельзя
Первая – конечно, низкий уровень оплаты труда. Все коэффициенты, учитывающие категорию, напряжённость и прочие особенности, «нанизываются» на базовый оклад. А он в каждом регионе свой, и разница составляет от 3 до 8 тыс. рублей. Например, в Тульской области он составляет 10 216 рублей, а во Владимирской – 6 372. Но ведь суть работы одна и та же. Мы, кстати, всем залом вместе с министром посчитали, какой должностной оклад будет получать педагог, только что пришедший из вуза – около 12 тыс. руб. В Коврове это 12 172 рубля, если быть точным. Понятно, что это не те деньги, на которые можно содержать семью и просто жить. В результате ковровские педагоги, получив здесь категорию и наработав опыт, уезжают в Москву.

При этом называется средняя зарплата по области – 28 тыс. руб., по стране – 32 тыс. 652 рубля. В ходе заседания министр обозначила нагрузку на педагогов: в среднем по стране это 1,39 ставки, заявив как допустимую 1,22. А нагрузка на одного ковровского педагога – 1,74 ставки. Учителя вынуждены подрабатывать из-за низкого базового оклада. А если бы все работали на одной ставке, вакансий было бы гораздо больше нынешних. И наказ президента о средней зарплате педагогов мы бы не выполнили.

Когда пустеют школы: 10 учителей увольняются, 76 уходят на пенсию

В Стелленбосском университете, расположенном в ЮАР, вывесили плакат: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.
Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
Крах образования – это крах нации».


Нагрузка растёт, престиж падает
Вторая причина, тесно связанная с первой, – за эту небольшую оплату педагог несёт огромную нагрузку, и напряжённость труда возрастает с каждым годом. Например, цифровизация: вроде благо, а на деле учитель вынужден оформлять все документы и в электронном, и в бумажном варианте. И самой отчётности становится больше: министр говорит, что бюрократизация сводится к минимуму, а школьные педагоги грустно шутят, мол, побочной работы столько, что ученики мешают бумаги заполнять. В результате выпускники педвузов, пройдя практику и пообщавшись с опытными учителями, закономерно решают, что за зарплату в 20 тысяч они лучше продавцами устроятся.

Третья причина – падение престижа школьного учителя из-за, как ни странно, системы ЕГЭ. Я не знаю, как так получилось, что госэкзамен сегодня нельзя сдать без репетиторов. С одной стороны, ЕГЭ – это благо: все дети находятся в одинаковых стартовых условиях и могут поступать сразу в несколько вузов, в том числе дистанционно, просто разослав документы. А с другой стороны, кого ни спросишь, за каждым успешным ребёнком стоит репетитор, которого он уважает и к которому бежит на занятия.

Но ведь раньше обычный школьный учитель давал достаточно знаний, чтобы решать задачи любого уровня сложности. И выпускник был готов к сдаче вступительных экзаменов, максимум пройдя очные или заочные дополнительные курсы при вузе. Значит, надо совершенствовать задания ЕГЭ и одновременно, возможно, возвращаться к прежним методикам преподавания.

Что предложат на местах?
Задача моя, как председателя комитета ЗС, – изучение проблемы, проработка рекомендаций для совершенствования ситуации. Наш комитет провёл «круглый стол» по проблеме кадрового обеспечения школ области с участием всего заинтересованного сообщества. До 25 июля мы сформируем предложения и рекомендации (основные – сделать базовый оклад единым по России и увеличить его до прожиточного минимума, снизить нагрузку на учителя, усовершенствовать систему подготовки к ЕГЭ) и направим их в Госдуму.

Поддержка педагогов есть и на региональном и городском уровне. Действует программа льготного ипотечного кредитования: бюджет покрывает первоначальный 20%-ный взнос и дальше, если ставка по кредиту выше 8,5%, компенсирует разницу. Но в 2017 году этой льготой воспользовались лишь четыре человека, в прошлом – два, в этом – три. Значит, учительской зарплаты на ипотеку даже с учётом льгот не хватает.

В Коврове поддерживают молодых специалистов: с нового учебного года им будут предоставлять денежную компенсацию за наём жилья (8 тыс. руб. в месяц для одинокого, 10 – для семьи их двух и более человек). Также коэффициент специфики, составляющий 1,7 базового оклада, учитывался у молодых специалистов в течение двух лет после окончания вуза, и они не все успевали за это время получить категорию. Теперь коэффициент будет учитываться три года, чтобы учитель мог спокойно защититься и не терял в зарплате.

Но, повторюсь, глобально решить проблему нехватки учителей на муниципальном и региональном уровне невозможно, «стучаться» надо на самый верх.
Записала Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий