30.07.2019, 06:00

Сквер разбивают на парковке “Ковров-Молла”

Из повестки дня градостроительного совета выбивались три темы, касающиеся не частного имущества, а жизни всех ковровчан. Одна из них – благоустройство пространства за «Ковров-Моллом».

Сто лет туда, сто лет сюда
«КВ» уже освещали этот вопрос, причём с двух сторон. Мы приводили мнение и художника Валерия Тихомирова, разработавшего по просьбе ветеранов экскаваторного завода эскиз пространства (сквер, памятная стела и стенд с информацией о КЭЗе), и владельцев предприятий, размещённых на бывшей территории завода (они хотели за свой счёт сделать большую современную парковку с ливневой канализацией). Однако на градсовете слово дали только В. Тихомирову. Он начал с очень занимательного экскурса в историю. Оказывается, цитируем – «рождением Коврова мы обязаны железнодорожным мастерским, из которых позже вырос КЭЗ. Они были организованы указом царского правительства для строительства дороги Москва – Нижний Новгород, появился первый рабочий класс. Именно тогда Екатерина подписала указ о присвоении Коврову статуса города. Они были градообразующим предприятием, а не ЗиД. Флагман машиностроения, одно из лучших предприятий в стране». (Екатерина, подписавшая указ о Коврове как городе в 1778 году, когда никаких железнодорожных мастерских и в проекте не было, наверное, в этот момент перевернулась в гробу. Как и Александр II, при котором в 1858 году и началось строительство Московско-Нижегородской железной дороги).

Сквер разбивают на парковке “Ковров-Молла”

На макушке памятной стелы (6-метрового пилона), по замыслу В. Тихомирова, должен быть товарный знак КЭЗа, а также имитация раскрытой книги. На страницах которой «должно быть высечено: 1861 год – рождение города Коврова и железнодорожных мастерских как градообразующего предприятия, и 1931 год – выход первого советского экскаватора». И всё бы ничего, если бы не внезапно «омолодившийся» почти на сотню лет Ковров и реальная дата открытия мастерских – август 1864 года, когда, кстати, железная дорога уже была построена.

На фоне таких исторических вольностей поучения художника «не быть Иванами, не помнящими родства» звучат по меньшей мере смешно.
Как и нападки на одного из членов градсовета, которая «посмела» возразить: мол, эта зона уже сложилась как промышленная. А КЭЗ – да, важная веха в истории Коврова, но мы его уже потеряли. Не так уж много осталось ковровчан, которые имели отношение к заводу. И не было бы уместней стелу и инфостенд разместить, например, в парке Экскаваторостроителей? В. Тихомиров почему-то на эту фразу отреагировал как на оскорбление, заявив: «Это наша земля!». А зря. Земля эта – городская. Времена меняются, и решать, каким быть городу, наверное, должны те, кому в нём ещё предстоит жить.

Вспоминать, так всех
Председатель градсовета Ирина Абрамова одобрила проект: «Ветераны подают пример для подражания молодому поколению своей сплочённостью, энергией, с которой стремятся к своей благородной цели. Главное, что движет этими людьми – воспитание подрастающего поколения. Это историческое место, и оно должно быть благоустроено. Да, завод мы совершенно удивительным образом потеряли в 90-е, когда такая судьба постигла многие предприятия. Но ещё живы ветераны, и существуют в городе жилые массивы, школы, садики, построенные с участием завода. Так что надо сохранить память».

Ирина Абрамова в нашем городе лишь несколько месяцев, поэтому ей простительно не знать, каким именно «удивительным образом» был «потерян» КЭЗ. А вот ветераны завода наверняка помнят, как его разваливали-распиливали и кто именно это делал. Эти люди, кстати, тоже ещё живы – интересно, их фамилии и деятельность будут отражены на планируемом информационном стенде? И если бы в 90-е нынешние ветераны встали на защиту родного завода столь же пламенно, как ныне воюют за «увековечивание памяти», может, и стелу сегодня не пришлось бы ставить?


Так или иначе, на градсовете концепцию одобрили. Теперь под сквер сформируют земельный участок, проектная организация проведёт изыскательские работы, топосъёмку и прочее, после чего готовый проект вновь обсудят на градсовете. А ещё его придётся согласовывать с ГИБДД и – с владельцами прилегающих предприятий, сотрудникам которых предлагается после появления сквера ставить машины на подземную парковку «Ковров-Молла». Как к этой идее отнесётся руководство ТРЦ, пока тоже неизвестно.
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий

Мои родители начинали работу на КЭЗе, а туда их устраивал мой дедушка, который тоже большую часть жизни проработал на КЭЗе. Мне жаль завода, но даже я понимаю что если вместо автостоянки там сделать сквер, то это место ждет нескончаемый транспортный коллапс. Глупо там делать парк, там суетливое место окруженное транспортным и промышленным кольцом. Машины станет совсем некуда поставить. Никакая подземная парковка не спасет, слишком велик трафик