Кто из нас не любит цирк? Весёлых клоунов, ловких жонглёров, и, конечно, животных: забавных обезьянок, грациозных лошадей, грозных хищников. А кто из нас не мечтал хоть на минутку заглянуть за кулисы? Узнать, как выглядит цирковая жизнь изнутри? Нам повезло, мы познакомились с артистами и узнали у них много интересного.Сейчас повсюду идут разговоры о жестоком обращении с животными. Далеко ходить не надо, глава округа Муром рекомендовал местным торговым центрам отказаться от контактных зоопарков. И, конечно, первое, что нам хотелось узнать, как содержатся животные в цирке, который недавно гастролировал в нашем городе.
Отметим, что о своем визите мы не предупреждали и нагрянули внезапно. Позвали администратора, который, ни секунды не колеблясь, повел нас внутрь. А по дороге пресек досужие домыслы: «Сколько можно говорить об этом? Дрессировщики своих подопечных обожают. Вот, к примеру, у нас есть Пончик, единственный в России козел-канатоходец. Ребята, которые им занимаются, живут в трехкомнатной квартире в Москве, у Пончика там отдельная комната. Какое может быть жестокое обращение с животными?»
Не мешайте наслаждаться жизнью!Подходя к цирку, мы увидели, как на зеленой лужайке сидит девушка, вокруг нее резвятся собаки и обезьяны. Наблюдать за этим завораживающим зрелищем можно долго. Это забавно. Обезьяны рвут траву, играют в догонялки с лобастым чихуахуа и кудрявым пуделем. Артисты отдыхают перед выходом на сцену. Заставить их замереть, чтобы сделать хорошее фото, практически невозможно. Животные настолько заняты друг другом, активны и подвижны, что и мысли не возникает о том, что с ними могут плохо обращаться. Умные глаза обезьян как будто говорили: «Прочь, чужаки, мы наслаждаемся жизнью!».
Восьмилетняя Дуся и четырехлетний Петруша каждый день работают на манеже.
Дрессировщица Екатерина сначала долго работала ассистентом у одного артиста, который позже уехал за границу, оставив нескольких животных в цирке. Директор цирка предложил девушке придумать номер с животными. Катя справилась и вот уже несколько лет дрессирует енота, попугаев, обезьян. И не просто дрессирует, а души в них не чает. Говорит, что работать с обезьянами несложно – сложно обучать.
«У каждого свой нрав, свои способности. Я уже знаю, если что-то не получается, лучше бросить, а потом начать заново. Обезьяны в природе живут стаями, им нужен лидер и у них сообщество по интересам, они, действительно, сами по себе, но в принципе обучаются быстро. Раньше у нас был общий дом, в последнее время мы решили жить отдельно, чтобы никто никому не мешал»,– улыбаясь, рассказывает Екатерина.
Близкий контактЛьвица Муна и тигрица Амира – артистки молодые. Им по два года. Дрессировщик со своими кисками, так он их называет, находится большую часть времени. Ферузу 34 года, из них 20 лет он работает в цирке. В Ташкенте закончил эстардно-цирковой колледж. На манеж много лет выходит в жанре силового экстрима.
Недавно параллельно освоил и новую профессию.
Он использует достаточно нераспространённую форму дрессуры – контактную, когда мясо хищникам дается голыми руками. Неужели этот мужчина совсем не испытывает страха? Ведь в книге рекордов Гиннесса эта профессия третья по смертности.
Феруз утверждает, что его хвостатые любимцы практически ручные и совсем не агрессивные, в клетке он смело обнимается и целуется с каждой. Но понимает, что есть такая невидимая граница, которую лучше не пересекать. «Чтобы правильно их воспитать, надо находиться с ними 24 часа в сутки. А попали они ко мне благодаря судьбе. Им было всего месяц. Они родились в зоопарке, у львицы мать была агрессивной, одного котенка съела, этот еле выжил. Кошки были очень слабые, и их должны были усыпить. Но мы их отстояли, выходили, вылечили. »
И вот теперь на манеже они восхищают зрителей. «В день каждой кошке надо 5 кг мяса. Плюс витамины, рыбий жир, кальций. Следим за шерстью, коготками. Для них выстроен просторный вольер – 6*8, где они совершают променад. Мы стараемся сделать так, чтобы они чувствовали себя лучше, чем в природе. Кстати, если отпустить их на волю сейчас, они не проживут и недели. Они не умеют охотиться».
А еще в цирке есть грациозные лошади, двухлетний кабанчик Тимоша. И все животные ухоженные. А люди, которые работают с ними, готовы рассказывать о своих питомцах часами.
Под куполом циркаНо мы не ограничились только животными. Долго не могли отвести взгляд от хрупкой девушки, которая разминалась перед выступлением. Александра в недалеком прошлом – балерина, сейчас – воздушная гимнастка. Ей 29 лет, весит 50 кг. Улыбаясь, рассказывает, что приходится всегда держать себя в форме. «Булки и тортики тоже едим, только по утрам и немного. В основном это каши, печеные овощи, салаты».
Девушка работала в Минске, когда ее позвали в цирковой балет. Три года она гастролировала, а потом и вовсе переквалифицировалась в гимнастки.
«Поначалу давалось очень тяжело, – рассказывает Александра. – Балет и акробатика далеки друг от друга. Приходилось много пахать. Порой зрители даже не догадываются, сколько сил и времени тратится на создание пятиминутного номера. По факту все легко и красиво. В принципе, так и должно быть. Цирк – это иллюзия. Пусть у людей создается иллюзия легкости и воздушности. Сейчас я работаю вместе с мужем с разными цирками. Часто бываем с гастролями за границей. Высота, на которой работаем, разная, все зависит от самого цирка. Здесь метров 9, бывает, что и на 17-и выступаем».
Как бы мы ни относились к цирку, с детским восторгом или взрослым скепсисом, добрые впечатления от него остаются с нами надолго.
Татьяна Никифорова