По какому случаю во Владимирской губернии наряжали ёлочку, почему маленьким девочкам нельзя вплетать в косу ленту и сколько куплетов в настоящей народной песне? Об этом и о многом другом, чем жили наши предки и что, вопреки всему наносному, хранится в нашей генетической памяти, знают воспитанники Марины и Натальи Закатовых, преподавателей отдела музыкального фольклора Детской музыкальной школы №1. Разговор с сёстрами получился таким интересным, что хочется дать его напрямую.Про начало. «Нас никогда не тянуло к попсе, к эстраде. Мы с детства благодаря бабушкам были погружены в традиционный русский быт. Обе окончили Владимирское музыкальное училище.
Когда дипломы получили, преподаватель сольфеджио Дмитрий Захарович Киреев настоял, чтобы мы поступали в Саратовскую консерваторию, на отделение народного пения и фольклора. Денег нам дал на дорогу: у родителей не было возможности продолжать наше обучение, кроме нас, в семье было ещё трое малолетних детей. Нам вообще постоянно встречались люди, которые помогали, в самых разных сферах. И в Саратове их тоже было много. Мы их всех помним и очень благодарны».
Про «Надею». «Окончив консерваторию, 14 лет преподавали на кафедре народного пения и этномузыкологии. Работа была интересная, престижная, но нас тяготила разлука с близкими, и в 2015 году решили вернуться. А в Ковровской ДМШ тогда уже работала наша младшая сестра Надежда Гусарова. В 2013 она основала и возглавила отдел «Музыкальный фольклор». На первых порах они трудились вдвоём с Ольгой Грицкевич, но у Надежды были большие планы на развитие отдела, и она пригласила нас в свою команду.
Мы решили: раз уж собрались вместе, надо создать семейный ансамбль «Товарочки». Кроме нас, трёх сестёр, в него вошла Надина дочь Соня. Мало мы вместе попели, через полгода Нади не стало. Её ученики перешли в наш класс, и постепенно сложился большой дружный ансамбль, который мы в память о сестре назвали «Надея».
Про фольклор. «Основа нашего репертуара – самобытные песни и обряды Владимирской губернии. Собирать их мы начали в консерватории на этнографической практике. Благодаря Ольге Александровне Лебедевой в селе Фоминки Гороховецкого района познакомились с ансамблем традиционных исполнителей «Бабушки». Нам повезло их застать – сейчас таких подлинных носителей почти не осталось. Они не просто помнили, как обыгрывалась, например, свадьба, а проживали эти обряды всю жизнь. Одна из «бабушек», Вера Степановна Караванова, подарила нам два подлинных сарафана, по которым мы реконструировали несколько костюмов для нашего детского ансамбля. За пять лет обучения половину области объездили, собрали уникальный материал, который сегодня практически нигде не услышишь. На конкурсах и этнографических фестивалях он с большим интересом воспринимается профессионалами, потому что традиционная культура Владимирской области в целом практически неизвестна, не говоря уже об узколокальных её проявлениях».
Про подлинность. «Исследовательской работе нас учили в консерватории. Некоторые песни восстанавливаем сами: в 19-м веке текст обычно публиковался без нот, и мы реконструируем напев, зная законы ритмоструктуры стиха и музыкальный язык своей области.
Когда приезжаешь в деревню и просишь бабушек что-нибудь спеть, они первым делом запоют что-то вроде «Ой цветёт калина». Поэтому к экспедициям мы тщательно готовились, перелопачивали все доступные публикации и архивы. 80-летняя бабушка вряд ли вспомнит, была ли баня на девичнике, в котором она участвовала в 16 лет, или готовили ли курник. Надо наводящие вопросы задавать. От одной бабушки мы однажды 84 песни записали! И ведь в настоящей народной песне не 2-3 куплета, которые обычно звучат на концертах, а по 25! Их, бывает, и за 15 минут не споёшь. Недаром пение называется духовным диалогом. Вообще традиционное пение, как и рукоделие, очень успокаивает, гармонизирует человека».
Про костюм. «Сейчас смысловая нагрузка костюма во многом утрачена. А раньше одежда была паспортом, по которому любой встречный мог узнать о человеке всё: возраст, социальный статус, семейное положение. Простой пример: сейчас во многих фольклорных коллективах маленькие девочки на сцену выходят с лентами в косах. А лента – это символ девичества. Только когда девочка становилась девушкой, она могла повязать её и вообще как-то украсить косу. Это служило знаком всей деревне, что скоро к ней можно засылать сватов. А девочки закрепляли косу простым шнурочком, им запрещалось её украшать, чтобы не вводить в заблуждение.
Нам очень помогает в вопросах традиционных нарядов Галина Александровна Фёдорова, руководитель творческой лаборатории «Народный русский костюм: Материалы. История. Технология» ДК с. Новое Суздальского района. Она ходячая энциклопедия, изъездила все музеи, вхожа во все хранилища.
У традиционной одежды поразительно целесообразный крой. Например, у круглых сарафанов внутри под беечкой есть суровая нитка, которой можно отрегулировать ширину. Родит женщина, поправится – можно не распарывать, а подогнать под свой размер. Сарафаны недешёвые были, в подоле ткани – до шести метров, и такой разумный крой позволял носить их долго. То же с пуговицами: их крепили на шнурках, чтобы они «ездили» – регулировали размер и чтоб не потерялись».
Про обряды. «Община была в курсе жизни любой семьи благодаря особой «сигнальной системе», которой придерживались все без исключения. Ага, в том дворе ёлочку поставили – значит, по рукам побили, свадьбе быть. Кстати, ёлочка во Владимирской губернии была символом девичьей красоты и чистоты, и её, украшенную лентами, жених должен был выкупить у подружек невесты.
Мы с учащимися стараемся восстанавливать обряды, но в основном для себя. Потому что любой обряд, например, завивания берёзки на Троицу, не подразумевает сторонних зрителей. Все в той или иной степени были участниками, вся деревня выходила на улицу и гуляла. Создавалась гармоничная среда обитания для всех, было внутреннее восприятие праздника. Ощущения, когда ты вместе со всеми выходишь в луга, вы наряжаете берёзку, свиваете венки, потом трапезничаете, ни с чем не сравнятся. Такого невозможно добиться, если смотреть на обряд со стороны, тем более срежиссированный, показанный со сцены».
Про умение петь. «В нашем отделе сейчас 60 детей – часть у нас, часть у ещё одного преподавателя Ольги Грицкевич. Предварительный отбор не проводим. Да, до солиста дорастёт не каждый, но научить петь в ансамбле можно всех. Главное – сформировать звуковую среду вокруг ребёнка и помочь ему раскрепоститься. И ни на кого не давить, даже если для того, чтобы раскрыться, потребуется 2-3 года: каждое яичко по-своему высиживается».
Записала Ольга АБРАМОВА