Выборы в Ковровский горсовет признаны состоявшимися по всем 30 округам. Об этом журналистам на пресс-конференции сообщила председатель Территориальной избирательной комиссии Светлана Молькова. Их итоги уже известны, повторяться не будем. Единственное, что хотелось бы вновь отметить: явное равнодушие ковровчан к тому, кто будет представлять их интересы во власти в течение ближайших пяти лет.Сувенир за «галочку»Явка составила 25,82% (25 774 человека из 111 602 избирателей) – по словам Светланы Мольковой, это нормальное явление, явка на местных выборах никогда не бывает высокой. Ну, то есть для ковровчан нормально, когда на выборы приходит лишь каждый четвёртый из обладающих правом голоса.
8 сентября мы объехали несколько избирательных участков, где председатели и секретари комиссий подтвердили прохладное отношение ковровчан к своему избирательному праву. По их словам, основной контингент голосующих – женщины в возрасте 50+. Молодёжи совсем не много. Что особенно печально, многие из избирателей, для кого эти выборы должны были стать первыми, их проигнорировали. На одном участке, например, поделились информацией, что тех, кому в этом году исполнилось 18 лет, у них числится более десяти, а голосовать пришли всего двое.
Рискнём предположить, что явка могла бы быть ещё ниже, если бы не «жёсткая воля» руководства предприятий города. Возможно, не на всех заводах-фабриках, но на многих «по вертикали» спустили распоряжение: сотрудникам проголосовать до 12 часов и отчитаться. «Проголосовали уже? А такой-то и такой-то? Тоже? Вот молодцы, спасибо!» – такой разговор в день выборов довелось услышать в одном из магазинов: покупательница, выбирая украшения, одновременно принимала звонки, видимо, от подчинённых.
Вероятно, в этом секрет особого графика явки – на участках сообщили, что наивысшая активность была зафиксирована с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00 (последние, видимо, те, от кого звонка не дождались и потому настоятельно напомнили о гражданском долге).
По слухам, на одном из предприятий проявили креатив: сотрудники, приславшие селфи с избирательного участка, получали корпоративные сувениры.
За такие шутки...По информации С. Мольковой, именно на этих выборах было много голосовавших досрочно: 439 человек. Однако только на одном участке таких избирателей оказалось более 1%, из-за чего по закону пришлось вручную пересчитывать бюллетени. На остальных удалось этого избежать. В целом всё прошло в нормальном режиме. Условия, по словам членов комиссий, были тоже созданы достойные (но, например, на одном из посещённых нами участков, расположенных в школе, невыносимо пахло краской).
На участках 8 сентября трудились 756 членов 64 избирательных комиссий. Также за процессом следили 174 наблюдателя – 154 от кандидатов, 2 от ЛДПР и 18 от «Единой России». Для местной избирательной кампании это огромная цифра. Кроме них, на участках присутствовали 111 членов комиссий с правом совещательного голоса. Почти все наблюдатели вели видеофиксацию процесса подсчёта голосов, так что контроль можно назвать тотальным. Соответственно, нарушений при подсчёте голосов выявлено не было. Происшествия можно назвать скорее курьёзными: на одном из участков парень якобы попытался вынести бюллетень, почти не скрываясь, а когда его «тормознули», объяснил, что просто хотел пошутить.
Бюллетени под защитойВпрочем, и без серьёзных скандалов не обошлось. Так, кандидат Владимир Соколов подал в день голосования в ТИК две жалобы по поводу организации процесса на участке, расположенном в доме-интернате для престарелых и инвалидов. По его информации, сотрудники учреждения оказывали давление на подопечных – советовали голосовать за единоросса и зидовца Александрова, показывали буклеты с его фото и т.д. (он в итоге и победил). С. Молькова разъяснила, что жалобу В. Соколова, как положено по закону, из ТИКа передали в полицию, её сотрудники выехали на место, опросили жителей интерната-избирателей, соцработников – данные не подтвердились.
Другие источники свидетельствуют, что «агитбригада» действительно была, и разогнали её только после жалоб Соколова. А переносную урну, с которой обходили лежачих стариков (тоже с соответствующими разъяснениями), – опечатали, приостановив голосование.
Ещё одна скандальная жалоба поступила от нескольких кандидатов аж в Центризбирком – на то, что бюллетени для голосования были напечатаны на ЗиДе. А он – организация заинтересованная, ибо от него в горсовет идут кандидаты по большинству округов. Светлана Молькова сообщила, что бюллетени заказывались и изготавливались в полном соответствии с законом – о чём и уведомили заявителей. «Это очень жёстко регламентированная законодательством процедура. Нами было принято решение дополнительно защитить бюллетени сеткой в виде голубого микрорисунка, хоть это необязательно при проведении местных выборов. И кроме защитной сетки, на каждом бюллетене в углу ставится две подписи членов участковой комиссии и печать. Помещение для изготовления бюллетеней полностью соответствует требованиям, оно было проверено УВД. Кстати, бюллетени на местные выборы 2010 и 2014 года изготавливались там же, и жалоб не было, хоть кандидаты от ЗиДа тогда тоже баллотировались».
Запрещённые приёмыТакже приходило очень много жалоб в процессе агитации: кандидаты «капали» друг на друга – один просто сорвал листовки конкурента, другой поверх чужих наклеил свои, третий разбросал буклеты без выходных данных. Жители жаловались на листовки, сплошь «украшающие» свеже отремонтированный фасад дома, – и неизвестно, то ли у самого кандидата такие недобросовестные расклейщики, то ли это конкуренты постарались вызвать негатив. Хотя ТИК совместно с полицией проводила с кандидатами учебный семинар по вопросам проведения законной агитации. По некоторым заявлениям было возбуждено административное производство (перспектива – штраф).
В соцсетях также обсуждали «телефонную атаку»: якобы в последнюю ночь перед голосованием избирателям массово звонили на мобильные и просили поддержать кандидатов от ЗиДа – заводчане же выступили с заявлением, что это провокация конкурентов. С. Молькова сообщила, что слышала об этом, но официальные жалобы в ТИК не поступали.
Ольга АБРАМОВА