5 октября – профессиональный праздник учителей. К этому дню мы решили вспомнить открытие первой школы в Коврове и первых педагогов. Казалось бы, за давностью лет восстановить какие-то рядовые события и живые образы людей нет никакой возможности. Но нашелся в городе человек, который сам учился у тех педагогов. Наше повествование построено на основе рассказов долгожительницы Натальи Александровны Прозоровой и материалов, которые она собирала в течение жизни.Известно, что на заре прошлого века в Коврове не было своих государственных учреждений, где бы давалось общее образование. Зажиточные люди отправляли своих детей во Владимир, Шую или обучали на дому в частном порядке. Все изменилось в 1907 году, когда нашлись средства на строительство и содержание реального училища (здание нынешней гимназии №1).
Школа как таковая родилась на ул. Абельмана, 15 несколько позже, когда советская власть объявила о борьбе с неграмотностью. Кулагины, Прозоровы, Успенские, Кашутин, Богатков... Далеко не все первые учителя были ковровчанами, и образование в свое время получили разное, в том числе и церковное.
Судьба учительской семьиАлександр Алексеевич Кулагин окончил Московский учительский институт, позже преподавал русский язык и литературу в Орловской губернии. В 1922 году он был назначен директором в первую советскую школу (девятилетку) нашего города. Его супруга Евгения Акимовна здесь же стала вести уроки математики. И уроки на ней, и дополнительные занятия с учениками, и дом у нее – полная чаша. Говорят, была большой кулинаркой – угощала гостей варенцом и очень вкусным вареньем, несмотря на дефицит продуктов и скудность рациона. Супруги были очень добрыми и душевными людьми.
Судьба Кулагиных сложилась трагично. Воюя на фронтах Великой Отечественной, глава семьи попал в плен. Вероятнее всего, он освободился уже после окончания войны, однако домой не вернулся. Его репрессировали сразу же по прибытии в СССР и отправили по этапу.
По воспоминаниям Натальи Александровны Прозоровой, Кулагин смог переслать жене записку, что в лагерь его повезут на поезде через Ковров. Просил ждать на перроне. Записка попала к адресату, но Евгения Акимовна не решилась прийти. Известно, как относились в то время к врагам народа, а у нее было двое детей... От сознания вины мучилась очень, и тогда, и позже. Больше об Александре Алексеевиче не было ни вестей, ни слухов. Где умер и похоронен бывший учитель словесности, семья никогда не узнала.
И строгость, и любовьЕвдокия Федоровна Успенская – заслуженный учитель РСФСР, кавалер 2 орденов Ленина – много лет преподавала в первой советской школе русский язык и литературу. Считалось, что она исключительно хороший педагог. Конечно, ее ученики, в том числе и Наталья Прозорова, были не в том возрасте, чтобы замечать особенности ее методик. Однако всю жизнь помнили, какая железная дисциплина была на ее уроках. Достигалась она без повышения голоса, обид или наказаний. И без панибратства. Воспитанная в дореволюционных традициях, как все учителя той формации, Успенская к себе относилась строго, не позволяя ни малейшего просчета ни во внешнем виде, ни в обучении предмету, ни в общении с детьми. С учениками держала солидную дистанцию, обращалась к каждому исключительно на «вы». Дети ее не особенно любили, но признавали и уважали.
Любили же они и очень любили математика Петра Ивановича Кашутина. Несмотря на то, что строгий, несмотря на то, что его предмет для многих был сложен. Петр Иванович замечательно растолковывал, как исправить ученическую ошибку. Раскладывал каждую по полочкам, находя для этого время на уроках.
Делай раз, делай два...А чаще всего класс Натальи Прозоровой общался с учителем физкультуры Константином Александровичем Успенским, выпускником Владимирского епархиального училища. Во-первых, он классным руководителем был, вникал во все дела своих подопечных. Во-вторых, в то время физической культуре уделялось очень большое внимание. Помимо «стометровки» и других привычных на сегодняшних уроках физкультуры вещей, следовало сдавать плавание. Плавательный бассейн находился тогда рядом с Клязьмой (при лодочной станции). Во время тренировки ребята плавали от бортика до бортика множество раз, а Константин Александрович был и тренером, и спасателем в одном лице.
К праздничным концертам он в обязательном порядке готовил с воспитанниками акробатические этюды. Помните, как в старых советских фильмах: делай раз, делай два – и поднялась пирамида из мальчишек и девчонок. И все это весело, так сказать, с огоньком.
История по конспектуПозже на работу в школу стали поступать первые выпускники советских институтов и училищ. Так, Иван Петрович Коршунов прибыл сюда, чтобы вести историю. (В первое время после открытия школы этот предмет преподавал Александр Иванович Прозоров, но потом дисциплину «история» в Стране Советов отменили и снова ввели лишь в середине тридцатых годов). А Иван Петрович приходил на уроки только с конспектами, потому что учебников еще не было. Читал их, ученики записывали, на следующий урок отвечали по пройденному. И так каждый раз. Самое интересное, что материал усвоили. Наталья Прозорова после школы поступила на истфак в МГУ, где слушала лекции знаменитых профессоров, авторов новых учебников. Но это уже тема для другого повествования.
О. АРТЕМЬЕВА