Четверть века назад в тряской электричке, едущей из Москвы в Ковров, легко и без мук появилась на свет... идея Ковровского филармонического общества. «Выносившими и родившими» её «отцами» стали двое преподавателей Школы искусств им. Иорданского – Василий Поярков и Сергей Андреев.
«Мы тогда постоянно ездили в столицу на концерты классической музыки, – вспоминает В. Поярков. – И я тогда подумал: вот бы в Коврове самим проводить что-то подобное, а заодно и самим поиграть-попеть. Идеей я поделился с Сергеем Андреевым и Верой Поярковой, тогда ещё Машиловой. А они – люди на подъём лёгкие, и сразу взялись за дело. Чтобы всё было как положено, начали с официальной части. Серёжа, как самый подкованный, подготовил проект устава, мы его в ноябре 1994-го зарегистрировали, создали юридическое лицо. Поступили прямо по заветам Ленина – сначала ввяжемся, а потом посмотрим».
Первым «подопечным» новой общественной организации стал джазовый ансамбль «Диксиленд Контракт» под управлением Сергея Андреева. Его музыканты выступали на мероприятиях ДК им. Ногина, ездили с концертами по всей области, в Ярославль, Нижний Новгород. Постепенно «вливались» и другие артисты – певцы Игорь Мадорский и Галина Скачек, Сергей Манушин, ансамбль народных инструментов «Стародуб», вокальный ансамбль «Консонанс», дуэт балалаечника Андрея Девяткина и гитариста Василия Пояркова, хор Владимира Завазальского... В основном это были преподаватели Школы искусств им. Иорданского.
Педагоги - артисты
В КФО приходили те, для кого важно было реализоваться не только как педагогу, но и как артисту, кому этой составляющей в жизни не хватало. До этого времени классическая музыка в Коврове, конечно, звучала, но от случая к случаю, к значимым датам, проходили и отчётные концерты ДШИ. Но объединяющего начала не было. А филармоническое общество собрало всех, кто хотел исполнить свою мечту стать артистом, самому себе доказать, что он в отличной форме, получить заряд энергии от подготовки к выступлению и выхода на сцену. А зрители получали возможность регулярно слушать живую музыку, в том числе такую, которая в Коврове ранее не звучала. Например, Владимир Завазальский познакомил ковровчан с ансамблем барочной музыки «Canto Vivo», и у них появились в нашем городе свои поклонники. Одни участники «подтягивали» других. КФО стал центром притяжения для всей ковровской интеллигенции: поэтов, художников, бардов.
Шанс для будущих маэстро
К развитию проекта сразу подключились директор Школы искусств им. Иорданского Светлана Тменова, её заместитель и нынешний директор Александр Швецов. Тогда же он создал камерный струнный оркестр, который стал жемчужиной концертов КФО. Первым председателем Ковровского филармонического общества стал Василий Поярков, потом – Светлана Тменова, а затем, вот уже много лет назад, у руля общества встала лектор-искусствовед Людмила Кусточкина и с тех пор его бессменно возглавляет. Она же с 1995 года стала и ведущей всех концертов, сделав их не только развлекательным мероприятием, но и просветительским, сопровождая каждый номер интересными фактами из истории создания произведения и жизни его автора. Каждый месяц готовилась новая тематическая программа: юбилейные вечера Дунаевского, Чайковского, Свиридова, поэтов 19 века – Лермонтова, Фета, Плещеева. Организовывались творческие вечера композиторов Александра Пояркова, Давида Арзуманова, преподавателей ДШИ,ведущих творческих коллективов, ансамблей «Стародуб» и « Консонанс», камерного оркестра. Тесно работали с театральными коллективами. До 2000-х много помогала Галина Зеткова, первый режиссёр театра «Откровение»: делилась режиссёрскими находками. В качестве чтецов в концертах общества выступали артисты театра «Поиск», Ирина Молочкова, Любовь Плеханова, Ольга Баженова, Владимир Михайлов. Особое место в КФО занимает проект «Надежды земли Ковровской».
«Ежегодно мы предоставляем сцену ученикам нашей школы, которые в этот момент учатся в средних и высших учебных заведениях Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, – рассказывает Людмила Кусточкина. – Не каждый студент столичного вуза имеет возможность выступать на большой сцене, поэтому для ковровчан это большое подспорье. Многие, даже окончив училище, ни разу не сыграли в качестве солиста с камерным оркестром. А у наших такая возможность есть».
Камерная атмосфера большого зала
Первые концерты проходили в актовом зале Школы искусств. Но очень скоро он перестал вмещать всех желающих, и концерты стали проходить в великолепном зале ДК им. Ногина. Л. Кусточкина признавалась, что первое время «боялась» его: «Люди в зале далеко, я не вижу их глаз, сцена кажется пустой – музыкантов-то немного, если это не оркестр. А ещё опасались потерять ту тёплую, доверительную атмосферу, которая сложилась в малом зале. Но потом всё получилось».
Сбылась и вторая мечта «отцов-основателей» КФО – в Коврове зазвучала музыка, достойная столичных залов. В ДК им. Ногина собирались аншлаги, люди стояли в проходах – чтобы послушать именно ковровских исполнителей. Об их уровне говорит и тот факт, что с камерным оркестром под управлением А. Швецова с удовольствием приезжают играть солисты «Виртуозов Москвы», а со «Стародубом» – лучший балалаечник мира Андрей Горбачёв. Вершиной деятельности КФО стал ежегодный фестиваль классической музыки «Добротворский», который в 2020 году пройдёт в 18-й раз!
Пока звучит музыка
КФО – организация для Владимирской области уникальная, больше ни в одном городе ничего подобного создать не удалось. Что характерно: основа его была и во многом остаётся абсолютно безвозмездной. Горстка энтузиастов, ставшая объединяющим началом для исполнителей и ценителей хорошей музыки, за свои труды никогда не получала ни копейки. Большинство музыкантов, в том числе столичных, тоже выступали бесплатно. В первые годы КФО поддерживала горадминистрация, некоторые предприниматели. Пять самых ярких и плодотворных лет партнёром общественной организации был Владимир Седов. Увы, сейчас у филармонического общества меценатов нет.
Поэтому и концерты проходят уже не ежемесячно. Но и сейчас цена билетов символическая – 100 рублей.
Основатели КФО, несмотря на все сложности, и помыслить не могут о том, чтобы бросить своё детище – «для нас это значило бы предать собственную жизнь», – сказал А. Швецов. Но они грустят от того, что у них нет смены.
Нынешнее время скупо на талантливых организаторов, готовых отдавать всё свободное время, отбирая его у семьи и не получая при этом никакой материальной компенсации. А вот среди преподавателей-артистов появляется новая талантливая молодёжь. Многие – ученики тех, кто 25 лет назад впервые вышел на сцену в рамках КФО. На юбилейном концерте в зале сидели и те, кто ходил на концерты все эти годы, и те, кто совсем недавно приобщился к классике. И это внушает надежду всем нам, людям, находящимся по обеим сторонам сцены.
Ольга Абрамова